СИОНИЗМ И РЕЛИГИЯ: ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ

12.06.2024

Эта статья является продолжением моей статьи „СИОНИЗМ И РОССИЯ“ от 10.06.2024.
Я обещал развить эту непростую тему в отдельной статье, так как не хотел загружать читателя/слушателя большим текстом. Вместе с тем, обойти столь важную и политически актуальную тему не представляется возможным. Я постараюсь изложить мое понимание этого сложного вопроса, хотя узкие рамки небольшой статьи естественно позволяют затронуть только основные положения.
ИУДАИЗМ: Еврейский народ, сохранился, как народ, а не только как религиозная община на протяжении почти 80 поколений рассеяния после падения собственного государства исключительно благодаря тому, что Иудаизм принял на себя функцию исчезнувшего государства, соединив еврейский народ единой традицией и неразрывной связью с утраченной общей Родиной в Стране Израиля. При этом иудаизм, вопреки представлению многих, никогда не был расистской религией. Любой прозелит, искренне принявший иудаизм, становился частью еврейского народа. „Народ мой будет моим народом. Бог твоего народа моим Богом“ сказала первая известная истории прозелитка моавитянка Рут прабабушка царя Давида. И хотя генетические исследования показывают общие гены почти у всех еврейских „племен“, все же пройдя по улице любого израильского города можно увидеть смешение рас, как говорится, невооруженным глазом. Ежедневно на протяжении 80 поколений изгнания трижды в день, стоя, обратившись лицом в сторону Иерусалима, евреи повторяли слова молитвы: „Всевышний! Возвести о свободе нашей; подними знамя, под которым соберется народ наш, рассеянный по свету; собери нас всех вместе с четырех сторон света в нашей земле — Стране Израиля; Благословен Ты Господь, собирающий разбросанный по свету народ свой Израиль в город Твой Иерусалим“. На протяжении поколений эти слова врезались в интеллектуальную ДНК еврейского народа. Евреи основывали время от времени большие и влиятельные общины, как например в Америке, но никогда не ставили вопрос о государственности, поскольку не ощущали легитимности своих требований. Даже в таких благоприятных для евреев условиях, какие сложились, например, в Хазарии (IX-X века), где царствующая династия и аристократия приняли иудаизм. Все вместе и евреи и прозелиты молились обратившись в сторону Иерусалима и произносили те же молитвы.
Поэтому светские основоположники современного государства Израиль с полным правом могли написать в Декларации Независимости: „В Стране Израиля возник еврейский народ. Здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и дал миру в наследие нетленную Книгу Книг. Насильно изгнанный со своей Родины, народ остался верен ей во всех странах рассеяния, не переставал надеяться и уповать на возрождение в ней своей политической независимости“.
Однако, этот светский подход таил в себе раскол в иудаизме, который мы наблюдаем в наши дни. Как известно, после трех неудачных восстаний против Римской Империи (66-136 годы н.э), еврейский народ был не только лишен своей государственности, изгнан из своей страны, а сама страна, чтобы стереть память о мятежной Иудеи, была переименована императором Адрианом в Палестину, оказался на грани физического уничтожения.
Это вызвало появление предписаний религиозных авторитетов того времени, запретивших военным путем добиваться восстановления еврейского суверенитета над Страной Израилем. Попытки восстановления еврейской государственности без вмeшательства Всевышнего было объявлено недозволенным и богопротивным. Избавление должно прийти только с пришествием Мошияха — Мессии, а чтобы приблизить приход Мошияха, весь народ должен с самого раннего детства изучать Тору и Талмуд. Это, несомненно, способствовало сплочению народа, разбросанного по всему миру и его поголовной грамотности (в период, когда даже не все короли умели читать и писать), но изменило на века характер некогда воинственного и непокорного народа. Только после начавшейся в XIX веке эмансипации евреи понемногу стали приходить к пониманию того, что „никто не даст нам избавленья ни Бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой.“ При этом надо отметить, что привержены сионизма среди эмансипированной части еврейского народа, впрочем, как и в наши дни, составляли меньшинство. Эмансипированных в европейской культуре того времени евреев в основном увлекали идеи социализма и классовой борьбы. Даже сионистское движение вплоть до 70-х годов XX века было большей частью социалистическим. Так что, приведенные слова из гимна Интернационала считаю исторически и психологически оправданными. Религиозная часть еврейского народа в основном придерживалась традиционных взглядов на недопустимость без божественного вмешательства брать судьбу народа в свои руки. Только постепенно со времен Виленского Гаона (XVIIIвек), религиозных авторитетов как раввин Алкалай, раввин Калишер (IXX век)и особенно начиная с провозвестников религиозного сионизма раввина Кука и его сына (первая половина и середина XX века) эти представления стали меняться в сторону понимания того, что светский по своей сути сионизм выполняет миссию возвращения и заселения Страны Израиля, как необходимой предпосылки для явления Мессии-Мошияха. При этом часто ссылаются на высокий авторитет одного из столпов иудаизма средних веков Рамбам (1135-1204) объявившего, что еврей самим фактом своего проживания в стране Израиля, выполняет этим все основные заповеди иудаизма. В настоящее время религиозные сионисты являются продолжателями дела светских сионистов XIX и первой половины XX веков, ядром поселенческого движения и наиболее мотивированной частью израильской армии. Образно говоря, „держа одной рукой плуг, а другой ружье“ религиозные сионисты являются, по сути, еврейским казачеством. Земля Израиля в понимании религиозных сионистов является „наследием отцов“ и не может быть предметом торга и территориальных компромиссов. С этим связано политическое недоверие к религиозным сионистам со стороны политиков и военного истеблишмента, приверженцев идей „территории взамен на мир“ и провалившейся 7 октября 23 года военной доктрины „сдерживания“, или иначе „тишина в обмен на тишину“.
Наиболее консервативная часть религиозного еврейства, называющая себя „харедим“ (богобоязненные) придерживаются традиционных взглядов на государство Израиль, как незаконное, поскольку создано без божественного вмешательства. Лидеры харедим препятствуют требованию широких кругов израильского общества о равном участии в службе в армии или на альтернативной гражданской службе. Разумеется, кроме общей идеологии, лидеры харедим, опасаются, что молодежь попав в армию и столкнувшись с реальной жизнью, не захочет вернуться к традиционному средневековому образу жизни их общин. Все это вносит раскол в общество. Но поскольку лидеры харедим создали влиятельные политические партии, они реально „держат правительство за горло“, шантажируя в случае неприятия их политических и экономических требований развалом коалиции, причем во время войны!
ХРИСТИАНСТВО: Как известно, христианство возникло в первом веке нашей эры, как раскол в иудейской религии. Иисус Христос (он же рабби Иошуа), все апостолы и члены первых христианских общин были евреями. Римские власти не делали различие между этими двумя направлениями иудаизма и преследовали их с древнеримской жестокостью. После того как в 380 году нашей эры Христианство стало государственной религией Римской Империи начались преследования всех других религий, в первую очередь „конкурента“ христианства — классического иудаизма. Евреи, не желавшие растворится в победившем большинстве, замкнулись в себе на века. Если искать аналогии в русской истории, можно с определенной натяжкой сравнить это со староверами отделившихся от Русской Православной Церкви в XVII веке. Преследования евреев на религиозной почве и во многом (не во всем) связанный с этим феномен антисемитизма (терминологически правильнее юдофобия) известен и существует во всей своей неприглядной „красе“ по сей день. Классический христианский подход рассматривал потерю евреями своей государственности, как коллективное наказание Свыше за распятие Христа. Это было идеологической причиной, почему Ватикан, как и другие направления христианства не только не поддержали идею Сионизма, но и активно выступали против. Только после второй мировой войны, под влиянием ужасов холокоста и личностей понтификов Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и ныне здравствующего Франциска с евреев было снято обвинение в богоубийстве и были установлены дипломатические отношения с Израилем (1994). Другие направления христианства, в том числе Русская Православная Церковь, свой подход не изменили. Во всем этом есть логическая нестыковка, поскольку если с точки зрения Христианства-Иисус богочеловек, все же он рожден еврейской матерью, по плоти и духовному миру был евреем, все его апостолы и первые последователи тоже были евреями. Таким образом, этот факт должен по крайней мере уравновесить грех первосвященника и пары тысяч евреев, кричавших „распни его“. При этом нельзя забывать, что римский наместник Понтий Пилат и его солдаты евреями не были. Если исходить из атеистической точки зрения, что Иисус богочеловеком не был, то тогда коллективный грех евреев не больше, чем коллективный грех греков за убийство Сократа.
Как говорят французы, C est lavie. Такова жизнь
Однако существует и другой феномен, имевший значение, как в прошлом, так и в наши дни. Этот феномен называется Христианский Сионизм. Его суть заключается в том, что возвращение еврейского народа в Страну Израиля и возрождение еврейского государства является исполнением библейских пророчеств и необходимой предпосылкой пришествия Мессии в лице Иисуса Христа. Здесь происходит почти полная „стыковка“ между миропониманием сторонников еврейского и христианского сионизма. С той лишь разницей, что евреи не видят в грядущем Мессии рабби Иошуа. Жизнь рассудит…
Интересно отметить, что христианский сионизм возник значительно раньше, чем сионизм еврейский. Следует не забывать такие имена, как Генри Финч, один из видных членов Британской палаты общин, который призвал евреев вернутся в Палестину еще в 1621 году. В XVIII веке сторонником завоевания евреями Палестины был князь Потемкин, Пестель составил программу переселения двух миллионов евреев Российской империи, включая царство Польское, в Палестину, с целью организовать в тылу Турецкой Империи под протекторатом России еврейское государство и заодно решить еврейскую проблему в Российской Империи, очистив ее от евреев. „Бери русский хворостину, гони евреев в Палестину“. Наполеон призвал евреев отвоевать Палестину и воссоздать там свое государство, естественно, под покровительством Франции. Видным представителем идеи христианского сионизма был лорд Энтони Эшли Купер 7-й граф Шефтсбери, опубликовавший в 1839 году статью под названием „Государство и возрождение евреев“, в которой призвал евреев создать государство в Палестине, но уже, разумеется, не под покровительством России, а под покровительством Великобритании. Следует упомянуть также имена религиозных и общественных авторитетов развивавших идею христианского сионизма, таких как богослов Джон Нельсон Дарби, Джордж Гаулар и Вильям Хехлер и другие.
Таким образом идея христианского сионизма появилась раньше, чем сионизм приобрел практические очертания еврейского национального движения. Христианский сионизм по сей день имеет немалый вес среди консервативных христиан в Америке — главный электорат республиканской партии и Трампа. В наши дни на фоне войны на Ближнем Востоке это имеет исключительно актуальное значение.
ИСЛАМ: Самая молодая из трех монотеистических религий: Иудаизм (возник около 3,5 тысячи лет назад, если считать возникновение иудаизма от получения еврейским народом Торы): Христианство возникло в первом столетии нашей эры; Ислам в первой половине VII века нашей эры.
Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства, причем как считают богословы, связь ислама с иудаизмом в области догматики и религиозного церемониала значительно ближе чем с христианством. В любом случае, Ислам является последним Откровением Всевышнего и Мухаммад последний Его пророк. Иудеи и Христиане в отличие от язычников — идолопоклонников имеют право на жизнь, но только исключительно, как „зимми“, то есть должны находится в униженном положении под покровительством мусульман. При этом все земли, которые когда-либо были подчинены мусульманам должны оставаться под их владычеством. Как следствие этой идеологии владычество „зимми“ евреев над Палестиной является теологически незаконной и унизительной для всех мусульман. Отсюда вытекает коллективное идеологическое единство всех мусульман в борьбе против еврейского государства в Палестине. Ислам рассматривает государство Израиль, как новое королевство Крестоносцев, подлежащее уничтожению. Временные компромиссы и союзы, как это имело место во времена крестоносцев, возможны, но только временные и исключительно из тактических соображений. На практическом уровне арабские лидеры либо вынуждены идти вместе с фанатизированной религиозными проповедями толпой, либо использовать ислам, как средство укрепления своего политического влияния. Так, по мнению многих специалистов, нападение на Израиль 7 октября 23 года было спровоцировано Ираном с целью предотвратить намечавшийся Мирный Договор между Израилем и Саудовской Аравией — ключевой страной суннитского ислама.
В свете сказанного крайне ценным являются попытки некоторых богословов Ислама найти точки соприкосновения с Иудаизмом и Израилем, как еврейским государством.
В связи с этим необходимо упомянуть „Храм трех религий“ в Абу-Даби. Этот шедевр архитектуры объединяет в себе три молитвенных здания: Мечеть, Церковь и Синагогу, а также пространства для собраний, общений и конференций. Храмы названы в честь великого имама Аль Азхара (наиболее престижный исламский духовный университет в Каире) доктора Ахмеда Аль Таеба, главы католической церкви Папы Франциска и еврейского религиозного авторитета XII века Моше бен Маймона.
А также Вселенский Храм всех религий под Казанью и Духовно-просветительный комплекс российских традиционных религий (православие, ислам, иудаизм и буддизм) под Московой.
Эти начинания, к сожалению, пока не получили должной оценки и поддержки.
Др. Зеэв Ицхар
Соучредитель Форума „За гражданскую солидарность“