РОССИЯ и СИОНИЗМ. 140 ЛЕТ НЕ ВМЕСТЕ.

10.06.2024

Точкой отсчета Сионистского Движения следует считать 1882 год, когда еврейский интеллектуал Лев Пинскер из Одессы опубликовал свою брошюру „Автоэмансипация.“
Венский журналист, основатель Всемирной Сионистской Организации и великий практик сионизма Теодор Герцль опубликовал свою знаменитую книгу „Еврейское Государство“ в 1896 году, то есть на 14 лет позднее.
Еще до начала деятельности Всемирной Сионистской Организации группы евреев из России под влиянием идей Льва Пинскера начиная с 1884 года стали постепенно переселятся из России в далекую, бесплодную и малярийную провинцию Турецкой империи под названием „Палестина“ и создавать там первые маленькие еврейские поселения: Хадера, Реховот, Ришон л Цион и другие.
Большинство репатриантов (именно репатриантов, соответственно идеологии сионизма, а не мигрантов) до образования государства Израиль в 1948 году составляли выходцы из бывшей Российской Империи. Из 37 подписавшихся под Декларацией Независимости 28 (75%) были выходцами из Российской Империи.
Декларируемой целью Сионизма было и осталось по сей день: „Восстановление еврейского национального очага для евреев, чтобы жить, как свободные люди на своей земле и вернуть еврейское самоуважение и достоинство“ (Теодор Герцль) Таким образом, целью сионизма были и остались не мессианские чаяния (Всевышний имеет на все свои планы и в помощи, или подсказке не нуждается) и не спасение „униженных и оскорбленных“ (для этого есть другие более спокойные и богатые страна), а именно жить достойно на своей земле, как все другие народы. Еврейский народ не рассматривает себя, как колонизатор, а как народ, имеющий законное историческое право на всю землю исторической страны Израиля. Эти исторические права закреплены в Истории, национальной памяти и традиции еврейского народа. Сказанное не исключает возможные территориальные компромиссы, но отказываться от легитимных прав на Страну Израиля означает для евреев объявить себя колонизаторами и оккупантами. Образно говоря: „Если у еврейского народа нет прав на Иерусалим, у него нет прав на Тель-Авив.“
Требовать подобное от еврейского народа равносильно, как требовать от русского народа отказа oт Москвы.
На заре сионизма отношение к еврейскому народу в мире и в частности в России, колебалось от открыто враждебного, до презрительно покровительствующего. Для того чтобы пояснить сказанное, приведу цитаты из классиков и пару поговорок, на мой взгляд наиболее полно выражающие суть явления.
„Как, чтобы запорожцы были с Вами братья? Не дождетесь проклятые ж@ды. В Днепр их панове!“ (Классик русско-украинской литература Николай Васильевич Гоголь).
„Русский аристократ никогда не подаст руку антисемиту, но и дальше порога своего дома еврея не пустит“. (Философ Василий Розанов).
„ ж@д крещеный, что вор прощеный“ (народная пословица)
Очень распространенным, как и в наши дни, были теории Всемирного еврейского Заговора в соответствии с которыми легендарные „Протоколы Сионских Мудрецов“ и вполне реальная Всемирная Сионистская Организация были лишь легальным прикрытием для зловещих планов против Империи, и всего человечества.
Был высказываем также утилитарный подход, рассматривающий евреев, как государственную собственность: „Россия приветствует образование независимого Еврейского Государства в Палестине, которое могло бы „втянуть“ несколько миллионов евреев из перенаселенной черты оседлости, что уменьшило бы участие евреев в „ниспровергательных“ партиях. Однако Российская Империя не собирается терять весь иудейский контингент. Крупные денежные состояния и сильные светлые умы нам хотелось бы сохранить у себя для государственного блага“. (Из воспоминаний Теодора Герцля о встрече с министром внутренних дел Вячеславом Плеве в 1903 году в Петербурге). Знай об этом Брежнев и Андропов могли бы через 70 лет поднять в честь Плеве пушкинский тост „За учителей своих заздравный кубок подымаю!“.
Необходимо также отметить, что арабские и мусульманские интересы в те времена никем, ни евреями, ни противниками сионизма, не рассматривались. Этот мощнейший в наше время фактор еще не вышел на арену истории. Джин еще мирно сидел в бутылке.
Крайне интересной, неоднозначной и политически злободневной является религиозное осмысление светского по своей сути Сионистского Движения Иудаизмом, Христианством и Исламом. Это обширная тема для монографии, но я, в пределах своих скромных возможностей, ограничусь небольшой статьей, которую планирую написать в ближайшее время.
Во всяком случае, подозрения против сионизма в духе всемирного еврейского заговора в Российской империи преобладали. Сионистское движение не было преследуемо, поскольку оно не было враждебным империи, но и не легализовано. Равноправия евреи в Российской Империи не получили, их участие в революционном движении усилилось, что косвенно наряду с другими решающими причинами, главная из которых была проигранная первая мировая война (В чем, кстати, тоже обвиняли евреев: был осужден военный министр Сухомлинов, чья вторая жена урожденная Буткович, оказалась крещенной еврейкой) привело к революции. Февральская революция подарила евреям равноправие. В том числе было легализовано Сионистское Движение. В этот небольшой период с февраля по октябрь 1917 сионистское движение в России переживало свой апогей и пользовалось наибольшей популярностью среди евреев России. Русская интеллигенция в своем большинстве приветствовало идеи сионизма. Великий Шаляпин дал благотворительный концерт в революционном Петрограде в пользу образования оперного театра в Палестине и спел сионистский гимн „Ха-Тиква“ (надежда) на иврите.
Эйфория продолжалась недолго. Большевистский переворот в октябре 1917 года постепенно положил конец демократии. „Новорожденная свобода вдруг онемев лишилась сил“
(А.С. Пушкин) Все „инакомыслящие“, в том числе сионисты были отправлены в лагеря, как говорил товарищ Ленин (правда по другому поводу) „всерьез и надолго“. Те, кому повезло, успели до середины двадцатых годов репатриироваться в Страну Израиля. Перефразируя Александра Блока, можно сказать: „ Сталинизм над Россией простер совиные крыла“. Евреи постепенно были лишены права на какую-либо национальную самоидентификацию. Кроме записи в паспорте-знаменитый 5-й пункт. Еврейские школы и даже театры были закрыты. Само слово „еврей“ в народном сознании приобрело оскорбительное и унизительное значение. Евреи поколения, родившегося после второй мировой войны, это очень хорошо помнят. Однако, рационалисту Сталину это не помешало поддержать создание еврейского государства в 1948 году. Эта поддержка имела для „новорожденного“ еврейского государство решающее значение, поскольку Сталин помог не только дипломатически, но и продал через Чехословакию столь необходимое евреям трофейное немецкое оружие. (Гитлер, видимо, переворачивался в гробу). Сделал это Сталин отнюдь не из любви к евреям, которых он к концу жизни терпеть не мог и вообще планировал выслать еврейский народ в Сибирь. Но не успел — умер. Сталин поддержал евреев Палестины из желания насолить Британии, которая была тогда решающей колониальной силой на Ближнем Востоке. Как рассказывают, Сталин объяснял в узком кругу свое решение словами: „ Хочу посадить британскую задницу на еврейские шипы“. Кроме того, Сталин надеялся, что евреи — социалисты пришедшие к власти в молодом еврейском государстве и сохранившие культурную и ментальную связь с Россией направят молодое еврейское государство на путь сближения с СССР и к созданию еще одной социалистической республики. Этого, кстати, очень опасалась Британия, выступая против создания еврейского государства. Возможно, так бы и произошло, если бы Сталин выслал пару миллионов евреев из СССР в Израиль. Но Сталин предпочел другое решение „еврейского вопроса“: развернул антисемитскую компанию и планировал выслать всех евреев в Сибирь. В самом СССР, никакой пощады возникнувших в студенческих кругах сионистским группам не было.
Достаточно скоро в арабском мире произошли антимонархические революции и делать политическую ставку на маленький Израиль с населением тогда около полутора миллионов человек по сравнению многомиллионным арабском миром казалось бесперспективным.
В СССР антисионистская пропаганда, плавно переходящая в антисемитскую, достигла своего апогея, после позорного поражения „прокси“ СССР Египта и Сирии в шестидневной войне. Это в свою очередь вызвало к жизни, казалось бы, уничтоженное сионистское движение, принимавшее все более организованные формы. Советская власть постепенно старела. Ее карательный оскал был еще опасен, но уже не столь убийственен, как во времена сталинизма. Все это привело к тому, что сионистское движение, активными участниками которого были немногие, все же привел в движение массы евреев в СССР и вне СССР, особенно в С.Ш.А. Произошло то, что произошло с трехсотлетней династией Романовых в 1917 году: советская власть, исторически, экономически и политически концу 80-х годов изжила себя. Империя рухнула. Начался массовый исход народов. Кто, куда мог. На этой волне в Израиль прибыло около миллиона уже к тому времени бывших советским евреев. Произошло то, что предсказывал великой бард Владимир Высоцкий. „А там (в Израиле) на четверть бывший наш народ“.
На развалинах СССР воскресла из небытия почти уничтоженная еврейская культура и национальная жизнь, было полностью легализовано сионистское движение, возобновлены дипломатические отношения с Израилем, установлен безвизовый режим, успешно развивалось тесное экономическое и даже в определенной степени политическое сотрудничество.
Все рухнуло в одночасье с началом войны Россия-Украина. Мир снова разделился, как во времена недоброй памяти „холодной войны“, на „Восток“ и „Запад“. Израиль, как и Украина оказались в „медвежьих объятиях“ С.Ш.А.. Россия „в медвежьих объятиях“ таких ненадежных союзников, как Китай, мечтающий о Сибири и стран экстремального ислама, как Иран, а также исламистским организаций типа „дорогие коллеги „ из Хамас и Хуситов, видящих свой идеал в создании всемирного Халифата, для которых РФ с ее 15-миллионным мусульманском населением, как и мусульманские страны б. СССР, являются полем идеологической обработки и практического воплощения. В соответствии с политической логикой союзных отношений, политика РФ снова, как во времена советской власти, стала агрессивно враждебной против Израиля и сионистского движения. Это еще более обострилось после 7 октября 1923 года, когда друг и союзник России Иран руками своих „прокси“ Хамас и Хезболла совершил агрессию против Израиля, с целью торпедировать нормализацию отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Антисионистская и антиеврейская пропаганда особенно в социальных сетях (в наше время: властитель дум поколения), снова приобрели чудовищные формы.
РЕЗЮМЕ: Сионистское движение изначально ставило своей целью и добилось ее дать возможность еврейскому народу „жить, как свободные люди на своей земле“ (Теодор Герцль)
Сионистское движение никогда не ставило своей целью вмешательство во внутреннюю политику государств еврейской диаспоры, за исключением свободы еврейской жизни и свободы репатриации в Израиль. Однако и в Российской империи и в СССР и в современной нам РФ, преобладает другой взгляд на сионистское движение, в котором теории заговоров и вековых предрассудков причудливо переплелись с самой гнусной клеветой на еврейское государство и его армию.
ТЕОРЕТИЧЕСКИ ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ, СОЗДАННОЕ И В БОЛЬШОЙ СТЕПЕНИ НАСЕЛЕННОЕ ВЫХОДЦАМИ ИЗ БЫВШЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР ДОЛЖНО БЫЛО СТАТЬ САМЫМ БЛИЖАЙШИМ СОЮЗНИКОМ ЭТИХ СТРАН НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. ОДНАКО, ВЕКОВЫЕ ПРЕДРАССУДКИ ТОЛКНУЛИ РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ К ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОЮЗАМ С ГИТЛЕРОВЦАМИ НАШИХ ДНЕЙ В МУСУЛЬМАНСКОМ ОБЛИЧЬЕ. ЭТО РАЗРУШИЛО ВСЕ ПРЕДПРИНЯТЫЕ В НЕДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ УСИЛИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ДРУЖЕСТВЕННЫХ И СОЮЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ, СИОНИСТСКИМ ДВИЖЕНИЕМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ. ТОЖЕ, СУДЯ ПО АНТИИЗРАИЛЬСКИМ ГОЛОСОВАНИЯМ В ООН И ЗАЯВЛЕНИЯМ ЗЕЛЕНСКОГО, МОЖНО СКАЗАТЬ И ОБ УКРАНИЕ. (По крайней мере, хоть в этом, Израиль послужил примирению двух братских славянских народов)
Что будет дальше не знает никто. Покажет История, женщина капризная и не всегда предсказуемая.
Др. Зеэв Ицхар
Соучредитель Форума „За гражданскую Солидарность“