СТРАСТИ ВОКРУГ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В ИЗРАИЛЕ.

22.06.2024

Я не стал бы возвращаться к этому наболевшему вопросу, если бы снова не начал подниматься вопрос о дальнейшем продвижении Судебной Реформы. Скажу сразу, что поднятие любых вопросов, раскалывающих наше общество, равно, как и призывы к новым выборам во время войны, считаю недопустимым. Причем войны судьбоносной, ставящей под угрозу само существование государства. Однако, поскольку вопрос поднят, считаю своим долгом высказать свое мнение. Мнение не юриста, коим не являюсь, а мнение гражданина, которому не безразлично будущее нашего государства. Итак:
Государственное устройство нашей страны было создано „впопыхах“, в далеком 1948 году во время „Войны за независимость“, когда население новорожденного государства составляло всего около 800.000 тысяч человек, из которых евреи составляли 81%. Для сравнения, в 2024 году население Израиля составляет около 9.500.000 человек, из которых евреи составляют 73,9%. Поэтому, даже если исходить только из приведенных цифр, игнорируя другие немаловажные данные, становится ясным необходимость в пересмотре государственного устройства Израиля. За основу израильского государственного устройства в 1948 году была взята модель Великобритании. Как известно, в британском парламенте существуют две палаты: ПАЛАТА ОБЩИН (нижняя палата), избираемая по округам и формирующая правительство и ПАЛАТА ЛОРДОВ (высшая палата). Это элитарный гремиюм, состоящий из потомственных пэров, пэров почетных, назначаемых монархом и представителей высшего англиканского духовенства. Палата лордов могла отменять решения палаты общин и выполняла функции, высшего апелляционного суда, то есть соответственно израильской терминологии, функции Высшего Суда Справедливости. Только в 2005 году было принято принципиальное решение отделить Высший Суд Справедливости от Палаты Лордов. Практически, Высший Суд Справедливости стал функционировать в Британии, как самостоятельный, независимый от парламента институт только с 2009 года. Надо всем этим возвышалась и возвышается фигура Монарха, который имеет право отменять законы, назначать премьера, объявлять Войну и т.д. Де-юре, вопреки широко сложившемуся мнению, власть Монарха в Британии практически неограниченна. Однако, только де-юре. Де-факто по неписанному договору между народом и короной, Монарх имеет право с полным юридическим основанием провозглашать с трибуны парламента: „Моя страна, мой парламент, мой премьер-министр“. Но не более! „Царствует, но не правит“. Естественно, что возможно в столь традиционной стране, как Британия, мало подходит другим странам, особенно, такой хаотичной и неоднородной, как наша. Однако, несмотря силу традиций, борьбой за верховенство между Палатой Общин и Палатой лордов был отмечен весь XIX век и первая четверть прошлого столетия. Формы противостояния были мирными, хотя зачастую сопровождались массовыми демонстрациями протеста, организованными в основном лейбористами в защиту полномочий Палаты общин. Народных демонстраций в защиту привилегий Палаты Лордов отмечено не было.
В Израиле функцию Палаты Общин выполняет КНЕССЕТ. За отсутствием потомственной аристократии функцию Палаты Лордов выполняет элитарный гремиум: ВЕРХОВНЫЙ СУД СПРАВЕДЛОВСТИ (сокращено БАГАЦ). Багац рассматривает Основные Законы Государства Израиль, как временную Конституцию, а себя как Конституционный Суд, имеющий право отменять решения парламента.
Надо всем эти возвышается фигура избираемого парламентом Президента, нашего „монарха,“ который „царствует, но не правит“.
Все это, неминуемо, как в свое время имело место в Британии, вызывает конфликт интересов и полномочий между парламентом (КНЕССЕТ), правительством страны и БАГАЦ.
Разумеется, все не прямолинейно, поскольку современное демократическое общество требует сочетание законности, воли народа, выражаемой в парламенте, прав политических меньшинств (так называемый баланс интересов) и эффективности правления.
Это комплекс сложнейших юридических вопросов, которые нельзя рассматривать вне переосмысления устаревшего Государственного Устройства страны.
Для этого необходим Высокий Форум, назовем условно, „Учредительное Собрание“, где представители общественности, политики, юристы, и духовные лидеры, опираясь на краеугольный камень нашей государственности „Декларацию Независимости“должны коллективно решить эту наиважнейшую проблему.
В любом случае, решать эти сложнейшие вопросы на „демонстрациях протеста“, не только бессмысленно и разрушительно для государства, но означает быть орудием в руках, как безответственных политиков внутри государства, так и сил извне, имеющими цель разрушение нашего государства „изнутри“.
Я призываю всех здравомыслящих политиков от правительственной коалиции до оппозиции не предпринимать никаких шагов, или просто провокационных высказываний типа „выборы сейчас!“, „судебная реформа сейчас!“ или „сделка с Хамас любой ценой(?)“ и тому подобную демагогию, ставящие под угрозу более чем хрупкое национальное единство во время войны.
Зеэв Ицхар
Соучредитель Форума „За гражданскую солидарность“