18.04.2024
Роковые концепции, последних десятилетий, утвердившихся в израильской политике после подписания мирного Договора с Египтом, Иорданией, соглашений Осло и „Размежевания“, которых в той или иной степени придерживались все крупные партии Израиля (кроме Либермана)m сводились к следующему:
1. Территории взамен на мир. Несмотря на отсутствие стратегической глубины.
2. Уверенность, что время больших войн прошло. Отсюда, из экономических соображений, вытекало постоянное сокращение армии и службы резервистов. (Концепция маленькой умной армии с упором на авиацию и электронику)
3. Справедливое (по мнению автора) опасение, что Фатахстан в Иудее и Самарии по примеру Газы трансформируется в Хамастан. Отсюда вытекала политика „разделяй и властвуй“ между Фатахстан и Хамастан, точнее между политическим и физическим терроризмом.
4. Игнорирование опасности превращения маленьких монстров (Хамастан и Хезболла) в опасных чудовищ. Отсюда вытекала политика: „Тишина взамен на Тишину“: Постреляем пару недель и будем жить дальше под защитой „железного купола“.
5. Представление, что наши враги, также, как и мы, мыслят рациональными категориями. Отсюда недооценка разрушительной идеологии исламского фашизма.
6. Самое опасное: Почти „вассальная“, экономическая, политическая и военная зависимость от С.Ш.А., как гаранта нашего государственного существования. Для самоуспокоения была создана теория о том, что Израиль, как „единственная демократия на Ближнем Востоке“, является для С.Ш.А. таким же незаменимым стратегическим партнером, как С.Ш.А. для Израиля. При этом почти полностью игнорировался опыт войны Судного Дня (1973), а также опыт других стран и режимов — союзников Соединенных Штатов, который при внимательном рассмотрении показывает, что С.Ш.А. (впрочем, как и другие страны) ВСЕГДА НА ПЕРВОЕ МЕСТО СТАВИЛИ СОБСТВЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ и, как следствие, никогда НЕ ПОЗВОЛЯЛИ СВОЕМУ СОЮЗНИКУ ОДЕРЖАТЬ РЕШАЮЩУЮ ПОБЕДУ над врагом. Однако, в пределах возможного, ТАКЖЕ НЕ ДОПУСКАЛИ ЕГО ПОРАЖЕНИЯ. Это давало возможность Соединенным Штатам сохранять господствующее положение сюзерена над вассалом. При этом, попытки проводить суверенную политику с другими сверхдержавами-конкурентами С.Ш.А. (в нашем случае с Китаем), или создание собственной независимой военной индустрии (например, попытка Израиля создать собственный боевой самолет Лави) пресекались на корню.
Также полностью игнорировались факты, что С.Ш.А. „бросали“ своего союзника, если тот, по тем, или иным причинам, становился обузой для Соединенных Штатов. (Вьетнам, шах Ирана, Афганистан).
Можно перечислить и другие „лжеконцепции“, но я не хочу утомлять читателя бесконечными примерами.
Важно то, что трагедия 7 октября ознаменовала ПОЛНЫЙ КРАХ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ РОКОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ, при реальном отсутствии политической альтернативы. Это, естественно, углубило политически кризис в стране.
На сегодняшний день (18.04.2024), положение меняется не по дням, а по часам. То, что я пишу сейчас завтра может быть уже неактуальным. Однако, на сегодня у меня вырисовывается следующая картина. Мы „завязли“ в Газе, не имея возможности ни освободить заложников, ни прикончить Хамас. Точнее, эта возможность с военной точки зрения у нас была и есть. Однако, поскольку армия не уложились в данный нам администрацией „предвыборного“ Байдена срок до Рождества, полное сокрушение Хамас в Газе по электоральным соображениям сейчас не отвечает американским интересам. Однако, С.Ш.А. все же пока (?)предоставляют нам возможность вести войну в Газе „на малом огне“. Есть мнение, что если бы ЦАХАЛ, несмотря на потери, закончил бы войну в три месяца и взял бы административное управление Газы в свои руки, общее количество жертв было бы меньше, а политический вред был бы не столь велик. Судить не могу, поскольку я не эксперт. К тому же, post factum мы все умны.
Видимо, имеет место решение, не закончив военную операцию в Газе, перенести войну на Север против Хезболлы, которая реально является армией Ирана (модное слово: „прокси“). В связи с этим, несмотря на официальные опровержения, мне представляется крайне маловероятным, что „вассальный“ Израиль мог себе позволить без согласования с американским сюзереном ударить по суверенной территории Ирана, коим юридически является иранское консульство в Дамаске. Вся театральность нападения Ирана на Израиль в ночь с 13 на 14 апреля, при том, что С.Ш.А. и европейцы, почти как 7 октября, демонстративно, выступили в поддержку Израиля, оставили у меня впечатление „РАЗВЕДКИ БОЕМ“, когда каждая из сторон, как боксеры на ринге в первом раунде „оценивают“ друг друга. Таким образом, прямое столкновение Израиль-Иран видимо неизбежно. На это наслаиваются глобальные интересы. Например, война в Украине. Как известно, Россия союзник Ирана и покупает у Ирана столь необходимые ей беспилотники. Кроме того, Иран на пороге создания атомной бомбы, что кардинальным образом меняет соотношение сил на Ближнем Востоке. В связи с этим я задаю себе вопрос: может быть с точки зрения С.Ш.А. сейчас пришел „звездный час“ испытания стратегического союзника Израиля для достижения глобальных интересов, а для Израиля подтверждение перед С.Ш.А. возложенных на него надежд?
Нельзя забывать, что перед 7 октября мы были в шаге от подписания мирного договора с Саудовской Аравией, ключевой страной суннитского ислама. Подписание этого договора могло привести еврейское государство к воплощению мечты об интеграции на Ближнем Востоке. Существует весьма обоснованное предположение, что катастрофа 7 октября была стимулирована Ираном с целью разрушить эту перспективу.
Однако, это надо четко осознавать, для С.Ш.А. и для наших арабских соседей еврейское государство представляет ценность только, как сильная региональная страна. СЛАБЫЙ ИЗРАИЛЬ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.
Разумеется, все написанное лишь мои размышления, основанные на доступной информации. Скрытое от наших глаз мы не знаем и вряд ли в скором времени узнаем. Это неизбежно породит различные теории заговоров.
Возможно, все успокоится. Нам „продадут“ псевдопобеду, сомнительные гарантии, пару десятков чудом спасшихся заложников и пару спокойных лет, которые мы используем для войны друг с другом. Либо, нас ждет большая регионарная война и то, что произошло в ночь с 13 на 14 апреля в будущем будет расценено, как „РАЗВЕДКА БОЕМ“. Последнее, по моему представлению, более вероятно.
Др. Зеэв Ицхар. Соучредитель Форума „За гражданскую солидарность“