16.12.2023
В наши дни модно говорить о политическом урегулировании в секторе Газа после окончания активных военных действий. Я не участвую в этих умозрительных дискуссиях поскольку не знаю, каким будет конечный итог военной фазы противостояния (весьма опасаюсь затяжной партизанской войны со стороны фанатиков-исламистов при сочувствии и активной помощи всего населения Газы и „прогрессивного человечества“); не могу знать каким будет внутриполитическое противостояние среди палестинцев. (единства там меньше, чем у нас) и не могу знать, насколько искренним является желание С.Ш.А. создать на территории исторической Палестины еще одного микрогосударство, зажатое между Иорданией и Израилем. (Де факто, уже почти созданного в рамках Палестинской Автономии. Есть правительство, полиция, самостоятельные законы, определены границы, КПП всегда можно объявить границей. Остается создать собственную армию, собственную валюту, выгнать из определенных районов израильскую армию и предложить полумиллиону евреев в поселениях принять гражданство ПА, или убраться.)
Однако, мне совершенно ясна порочность нашего государственного устройства, заложенного 75 лет назад и абсолютно не соответствующая реалиям 1923 года. Последним зловещим выражением сказанного, явились дискуссии в парламенте о распределении бюджета страны между коалиционными фракциями и отданными им на откуп искусственно созданных министерств на фоне похорон наших солдат, павших в боях. В моральном плане более кощунственного я не видел.
В чем заключается порочность нашей государственной системы: Наше многогранное общество представлено в парламенте многочисленными партиями. Нет ни одной партии, которая могла бы получить на выборах парламентское большинство и сформировать независимое от других партий правительство. После выборов начинаются межпартийные войны за получение в новом правительстве министерств и государственного бюджета, необходимого для удовлетворения нужд электората. Политкорректно эти дрязги называются „коалиционными переговорами“. Таким образом, нарушается важнейший принцип ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВЛЕНИЯ. Это приводит к тому, что партии не могут следовать своим программам, граждане перестают ими интересоваться и, как в старые добрые исторические времена, полагаются исключительно на личность того, или иного лидера. Лидеры партий в свою очередь назначают из рядов своих партий парламентариев, руководствуясь зачастую не столько их способностями, сколько личной преданностью лидеру. Это означает, что в демократически избранном парламенте народ представляют не избираемые народом парламентарии, о личности которых народ имеет весьма смутное представление. Таким образом, отсутствует другой важный принцип демократического общества: ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЯ ПЕРЕД НАРОДОМ. Надо всем этим возвышается Верховный Суд Справедливости (БАГАЦ), избираемый не народом, а закрытым аэропагом юристов и имеющий юридическую возможность отменять решения парламента. Попытка правительства провести юридическую реформу с целью отобрать у Багац эту возможность привела к невиданному по размаху и прекрасно организованному протестному движению (кем и как-секрет Полишинеля), с целью по мнению многих (и моему, в том числе) привести к падению правительства. Практическим следствием этих протестов был раскол в народе, отток инвестиций из охваченной внутренними беспорядками страны и, весьма вероятно, подтолкнуло наших врагов к войне. Налицо: НЕГАТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ВНЕПАРЛАМЕНТСКОМ УРОВНЕ.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Я выскажу здесь, и то в общих чертах, личное мнение в каком направлении нам будет необходимо перестроить систему государственного управления. Поскольку я не сторонник революций, а сторонник эволюционного развития общества, полагаю, что пришло время выработать КОНСТИТУЦИЮ, регулирующую основные принципы общественного устройства и опирающуюся на краеугольный камень нашей государственности: ДЕКЛАРАЦИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ: 1. „Естественное право еврейского народа, как и любого другого народа, быть хозяином своей судьбы в своем суверенном государстве“ (Декларация Независимости). Это положение соответствует действующему Закону о Национальном Характере Государства.
„Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации“ (Декларация независимости). Также соответствует действующему Закону о Возвращении
„Государство Израиль приложит старания к развитию страны на благо всех ее жителей. Оно будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков; осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры, будет охранять святые места всех религий.“ (Декларация Независимости)
Эти красивые слова, требуют юридического уточнения. По моему представлению:
А) „Следование принципам предначертанными еврейскими пророками“ и в конце Декларации „полагаясь на Твердыню Израиля“, то есть на Всевышнего, говорит o несоответствии Декларации Независимости идее отделения религии от государства.
Б) Однако, слова „Полное гражданское и политическое равноправие всех граждан без различия религии, расы или пола, свободе вероисповедания и совести“ скорее говорит об 1). Отделении Религии от Политики (не от государства) 2). О равенстве всех религиозных направлений, наравне с атеистическим восприятием мира. То есть, провозглашает известный принцип „ живи сам и давай жить другим“. 3.) Слова „гражданское и политическое равноправие“ всех граждан страны необходимо толковать как равную социальную ответственность, которая в первую очередь выражается в уплате налогов, службе в армии или на альтернативной службы.
В Декларации Независимости есть обещание установить Конституцию страны не позднее 1 октября 1948 года. Обещание, которое не было выполнено по сей день. Причина-сложные взаимоотношения между религией, государством, и арабским меньшинством помноженное на постоянные коалиционные сложности формирования правительств. Пора этот пробел закрыть, то есть с опозданием в ¾ века выработать КОНСТИТУЦИЮ СТРАНЫ.
По моим скромным представлениям: грядущая КОНСТИТУЦИЯ должна зафиксировать:
1. Основные положения Декларации Независимости.
2. Еврейский национальный характер государства
3. Закон о Возвращении
4. Статус языка ИВРИТ, как государственного языка.
5. Отделение религии от политики (не от государства!) Я также не уверен в том, что формальное отделение религии от государства будет принято нац. меньшинствами, так как для них религия является фактором самоидентификации.
6. Равноправие всех религиозных направлений, как и атеистического мировоззрения.
7. Недопустимость навязывание меньшинством большинству религиозного образа жизни. Исполнение религиозных предписаний на общественном уровне (как кто, открытие магазинов и транспорта по субботам и т.п.) должно быть решаемо исключительно на муниципальном уровне.
8. Введение принципа „СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ“: Кто государству „дает“ (налоги, служба в армии или альтернативная служба), только тот от государства получает (социальные блага, а также честь служить обществу на муниципальном и общегосударственном уровне). Естественно, за отдельными исключениями, строго оговоренные законом, как состояние здоровья, репатриация после определенного возраста и т.п. Этот подход будет понят обществом, вызовет общественную консолидацию и одновременно лишит влияния не конструктивную, паразитическую часть общества.
9. Парламентарии отдельных партий должны выбираться по округам, быть знакомыми избирателю и нести личную перед ним ответственность.
10. Депутаты парламента должны быть свободны при голосовании в Кнессете и не быть зависимыми от оказываемого на них давления. Поэтому голосование должно быть тайным.
11.Правительство формирует лидер победившей партии, который единолично формирует узкий кабинет министров — профессионалов, а не партийных назначенцев.
12.Разумеется, срок правления премьера должен быть ограничен максимум двумя каденциями и должна быть разработана процедура импичмента
13.С введением КОНСТИТУЦИИ, должен быть также создан КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, полномочия которого, так же как и полномочия БАГАЦ должны быть четко определены и разграничены.
14.Должен быть разработан общественный консенсус о механизме обсуждения юридических вопросов, в том числе связанных с управлением государства на парламентском уровне.
Разумеется, я рассматриваю предложенное мною исключительно, как базу для размышлений, критики и споров.
НО ЭТО ВСЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ. СЕЙЧАС НАМ НУЖНА СТАБИЛЬНОСТЬ, БЕЗ КОТОРОЙ
ПОБЕДА В ВОЙНЕ НЕВОЗМОЖНА.
Др. Зеэв Ицхар