НАШ „МАЙДАН“ И ИУДАИЗМ — 21.07.2023

„ Нет над тобой суда, если со всеми ты скажешь ДА, и если со всеми НЕТ“  (Александр Галич)

В нашем раздираемом противоречиями обществе сложно придерживаться независимой позиции. Либо ЗА, либо ПРОТИВ. Среднего не дано. Просто не хотят ни слушать, ни понимать. Мой подход прост: Я против всего, что разрушает единство народа и государства. Поэтому я против наших „майданов“, но одновременно я против тех представителей религиозного истеблишмента, которые во имя укрепления власти над своими „подданными“ раскалывают народ. Я также против тех партийных деятелей, которые строят свою карьеру на антирелигиозной пропаганде и подстрекательстве. Я также против „золотой молодежи“, и их антиподам из ультра-религиозной среды,которые отказываются служить в армии. Я против резервистов-отказников и вообще всего, что ведет государство к гибели.
Относительно моих высказываний по „религиозному вопросу“ было высказано много нелестных эпитетов, одним из самых безобидных было обвинение меня…в антисемитизме. Поэтому, считаю своим долгом четко изложить мою позицию.

Любая религия это морально-этическая концепция, основанная на безграничной вере в Творца, использующая церемониал и обряды, как материальное выражение, необходимое для объединения народа вокруг Концепции и в совокупности создавшие основы современных цивилизаций.
Иудаизм, от которого в последствии отпочковались христианство и ислам, создавшие мировые цивилизации, в своей основе был религией национальной, создавший еврейский народ и сохранившей его в веках, как единый народ на протяжении тысячелетий.
Этим Иудаизм принципиально отличается от Христианства и Ислама, создавшими свои наднациональные цивилизации.
Иудаизм от еврейского народа неотделим. Иудаизм сохранил общую историческую память, сознание не только религиозной, но и национальной общности, верность Стране Израиля (Эрец Израэль) и, в конечном, привел народ к воссозданию национальной государственности именно в Стране Израиля, а не где-нибудь в Уганде, как предлагали англичане.
Однако,конкретными проводниками религий на земле являются „чиновники от религии“, которые, даже самые образованные из них и чистые душой, только люди со всеми их слабостями и недостатками. Облаченные духовной, а что еще хуже административной властью „ чиновники от религии“ принесли и приносят много вреда и трагедий.
Однако, настоящая сила любой религии во все времена была и осталась не в принуждении, а в морально-этическом превосходстве, основанном на силе убеждения. Особенно это важно в современном обществе, открытом влиянию неограниченной и не подконтрольной информации.
Возвращаясь от общих рассуждений к нашим израильским реалиям, я ожидаю от ИУДАИЗМА объединяющей наш народ силы, основанной на убеждении, а не на принуждении.
По моим представлениям:
1) Я категорически ПРОТИВ ДЕКЛАРАТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ ОТ ГОСУДАРСТВА, поскольку:
А) Это нивелируют еврейский характер государства.
Б) Создаст дополнительный раскол в народе.
В) Возможно, не будет воспринято с пониманием представителями других конфессий, чья национально-этническая самоидентификация неотъемлема от религиозной. Например, друзы.
Г) Вместе с тем, формальное отделение религии от государства практически мало , что даст, поскольку не может предотвратить партийные объединения на религиозной основе, которые, как часть, той или иной правительственной коалиции смогут и несомненно будут „продавливать“ свои секторальные интересы.

2) Политики от Иудаизма должны отказаться от насильственно-административного распространения своих представлений и образа жизни и ограничиться исключительно силой убеждения.
Поэтому:
А) Я ЗА Преподавание ТАНАХ в школах, прежде всего, как наше общее национальное наследие. Разумеется, степень религиозной интерпретации должно зависеть от школы. Например, в ультра — религиозной школе Дни Творения могут трактоваться буквально, а в светской, как символическое толкование со ссылкой на современную науку.
Во всяком случае, наш ТАНАХ не меньшее национальное достояние, достойное преподаванию в школах, чем эпос Илиада в Греции, или эпос Калевала в Финляндии.
Б) Я ЗА возможность заключать браки&разводы в светских учреждениях и приравнивание их решений к решениям религиозных институтов, а также за создание светских захоронений.
В) Религиозные ограничения должны соблюдаться исключительно в религиозных районах и не распространятся на другие районы со светским или смешанным религиозно-светским населением. То есть, должно сохранится Status Quo. Насильственное распространение религиозных норм недопустимо. Сила религии в убеждении, а не в принуждении.
Г) Я ЗА уравнение перед законом всех направлений Иудаизма: ортодоксального, консервативного и реформистского. Ортодоксальный иудаизм должен конкурировать за „души евреев“, а не подавлять. Подавление — смерть духа. Убеждение — жизнь.

3) ИУДАИЗМ ОБЯЗАН БЫТЬ ОБЬЕДИНЯЮЩИМ СИМВОЛОМ ВСЕГО ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА,
поэтому он должен быть максимально толерантным и стоять во главе СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ нашего общества. К Социальной Солидарности относится прежде всего служба в армии, или на альтернативной службе.
Поэтому СЛУЖБА В АРМИИ, или на альтернативной службе ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ для всех, и в первую очередь особенно для религиозной молодежи. Более того, совместная служба в армии вместе со „светскими“ это шанс для религиозной молодежи, можно сказать, ее миссия распространять свои убеждения. ПРИРАВНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ В ЕШИВАХ К СЛУЖБЕ В АРМИИ, ЯВЛЯЕТСЯ АМОРАЛЬНЫМ, ПО СУТИ, АНТИРЕЛИГИОЗНЫМ И РАЗДЕЛЯЩИМ НАРОД ТРЕБОВАНИЕМ. Наоборот, настоящий религиозный еврей, как достойный потомок Маккавеев, должен не только служить в армии, но быть примером для других.
4) Мне представляется деструктивным общие законодательные ограничения религиозных заповедей (кашрут, магазины по субботам, транспорт и пр.), как насильственное вмешательство государства в частную жизнь граждан и провоцирующее раскол в обществе. Мне представляется правильным предоставить решение этих вопросов местным муниципалитетам.
5) Иудаизм всегда приветствовал образование и изучение светских наук, как необходимое условие прогресса и личной независимости, не видя в этом никакого противоречия. Многие выдающиеся раввина от РАМБАМ до ВИЛЕНСКОГО ГАОНА и РАББИ ЛЮБАВИЧСКОГО были высокообразованными людьми.
Те, кто препятствует светскому образованию совершают ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

6) ИУДАИЗМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЬЕДИНЯЮЩИМ ДЛЯ АШКЕНЗОВ И СЕФАРДОВ, поэтому исторически сложившееся разделение на главного сефардского и ашкеназийского раввинов должно быть упразднено, как архаическое и не соответствующее концепции единого еврейского народа. Это прекрасно зарекомендовало себя в армии, где есть только один Главный Раввин и общие синагоги. Главный Раввин, как высший духовный авторитет, должен быть один для все и заботиться о единстве народа во всех проявлениях от верности Арец Исраель и службы в армии до того, чтобы молитва „в следующем году в Иерусалиме“ воспринималось бы в Диаспоре как МИЦВА (Богоугодное дело), а слово АЛИЯ (Восхождение) и ЕРИДА (спуск) вернули бы себе первоначальное значение.
Д-р Зэев Ицхар