ИСТОРИЯ ЛИВАНА, КАК ПРИМЕР „ГОСУДАРСТВА ВСЕХ ЕГО ГРАЖДАН“ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ.

08.10.2024

Название ЛИВАН (Levanon) происходит от арамейскo — ивритского слoва „лаван“, что означает белый, по цвету покрытых снегом горных вершин этой гористой страны. Лива, как и большинство ближневосточных стран — искусственно созданное государство на развалинах Османской империи около 100 лет назад в 1922 году. Территория Ливана за исключением древности (Финикия) никогда не была самостоятельным государством и во времена Оттоманского владычества, которое длилось около 400 лет, входила в состав провинции, так называемой, „большой Сирии“. Отсюда и вытекает историческая связь между двумя современными государствами Сирией и Ливаном. Население современного Ливана не представляет собой исторически сложившийся единый народ, и разделен на многочисленные конфессии. Основные религии: христианство, ислам, алавиты, друзы.
Поскольку смешанные браки между конфессиями на протяжении столетий почти не имели место, практически можно говорить о разных народах, общим для которых является арабский язык, общность проживания на одной территории, воспоминания о бесчисленных религиозных и этнических конфликтах и в определенной степени, ментальность.
ХРИСТИАНСТВО распространилось в Ливане еще в византийскую эпоху с конца IV века нашей эры за 300 лет до распространения ислама. Основной костяк христианства в Ливане-марониты, одно из ответвлений востoчно-католических церквей. Оснoвателем общины считается святой Марон, проповедовавший в конце IV века. Марониты не считают себя арабами, а потомками коренного арамейского населения Леванта- финикийцев. Крестовые походы и образование Иерусалимского королевства крестоносцев (1099-1244) еще более способствовало сближению маронитов с католической церковью, Святым Престолом и Францией. Кроме маронитов в Ливане представлены также греческие, армянские и православные общины.
Процент христианского населения в Ливане по отношению к общему населению постоянно менялся в сторону уменьшения, что связано с эмиграцией, вызванной политическими проблемами. Так в 1943 году на момент провозглашения политической независимости доля христиан в Ливане составляла 51%, в наши дни не более 33%.
ИСЛАМ пришел в Ливан на волне военного распространения новой молодой и воинственной религии в VII веке. В настоящее время около 76% мусульман в Ливане исповедуют шиитское направление ислама, 21% сунниты, 3% мусульмане-алавиты.
ДРУЗЫ составляют 11% населения Ливана. В основе религии друзов лежит монотеизм и вера в переселение душ. Друзы являются, пожалуй, самой закрытой общиной, поскольку друзом нельзя стать (нет института конвертации). Друзом можно только родится.
В 1922 году после распада Оттоманской империи провинция „большая Сирия“, включавшая Ливан, перешла по мандату Лиги Наций под контроль Франции, которая через четыре года административно разделила эту область на Сирию и Ливан. Однако, в 1940 году Франция была оккупирована Германией и колониальная власть ослабла. Как следствие, Сирия провозгласила государственную независимость в 1941 году, а Ливан в 1943.
Таким образом, к моменту обретения независимости Ливан не представлял собой единого народа, а комплекс религиозно-этических общин. Это вызвало необходимость создания политического устройства новой страны, как ГОСУДАРСТВА ВСЕХ ЕГО ГРАЖДАН.
Была разработана так называемая модель „конфессионализма“, призванная обеспечить более или менее равный доступ к верховной власти для всех религиозных конфессий и принята соответствующая КОНСТИТУЦИЯ.
Согласно Конституции, Ливан является парламентской республикой. Парламент Ливана состоит из 128 депутатов, избираемых прямым голосованием на 4-летний срок. В Парламенте заседают 64 мусульманина (27 сунитив, 27шиитов, 8 друзов и 2 алавита) и 64 христианина (32 маронита, 20 армян, 2 армяно-католика,7 православных,1 греко-католик,1 протестант ,и 1 „по усмотрению“.
Президентом может стать только христианин -маронит. Президент избирается Парламентом на 6-летний срок, причем только на один срок. (Однако, это правило было дважды нарушено и срок правления Президента продлевался в 1995 и 2004 году.)
Президент по рекомендации Парламента назначает премьер-министра, который обязательно должен быть мусульманином — суннитом и его первого заместителя — обязательно мусульманина — шиита.
После консультаций с Президентом и с согласия парламента, премьер-министр формирует кабинет министров, также по принципу религиозного квотирования.
В соответствии с конфессиональным делением в Ливане оформились и политические партии: христианские, суннитские, шиитские, друзские. Партии находятся в постоянной борьбе друг с другом.
Характерной для Ливана особенностью является то, что крупные партии имеют за собой также собственные независимые военные формирования. Это послужило базой для гражданских войн.
Первая гражданская вийна произошла в мае 1958 года. Чтобы удержать власть в стране президент Камиль Шамун обратился за военной помощью к Соединенным Штатам Америки. Американские войска находились в стране с июля по октябрь 1958 года до полной нормализации обстановки. Вторая гражданская война была более продолжительной с 1975 по 2000 год. Унесла жизнь 120.000 человек. 115 тысяч были ранены и искалечены, 20.000 тысяч пропали без вести, 800.000 тысяч эмигрировали из страны ( в основном христиане). Страна была полностью разрушена.
Бывший премьер-министр Рафик Харири был первым, кто бросил вызов этой системе. Он пришел к власти не опираясь на какую-либо из существующих религиозно-политических партий, а благодаря своему колоссальному состоянию. Оно же позволило ему осуществить восстановление разрушенной гражданской войной страны. Харири был убит бомбой дистанционного управления в 2005 году. Заказчик официально не установлен. Предполагается, что за этим стояла Сирия, против влияния которой в Ливане выступал Харири и Хезболла, поскольку Харири опасался того, что Хезболла может втянуть Ливан в конфронтацию с Израилем. Хезболла, разумеется, обвинила в убийстве Израиль.
В настоящее время Партия Аллаха-„Хезболла“ является единственной реальной военной силой в Ливане и ведет войну не на жизнь, а насмерть с ненавистным Израилем.
Политическое кредо Хезболлы относительно будущего Ливана наиболее кратко и четко сформулировал один из идеологов Хезболла др. Халиб Мервеб:
„ Искусственная ситуация, которая сложилась в Ливане в результате империализма не может оставаться неизменной. Учитывая исламское возрождение, естественным ходом развития событий будет создание в Ливане исламского государства.
Сейчас, когда я заканчиваю эту статью ракеты Хезболла летят в Хайфу, а над моей головой, судя по характерному звуку, наши самолеты летят в сторону Ливана.

Др. Зеэв Ицхар
Соучредитель израильского Форума „За гражданскую солидарность“