14.08.2024
Сектор „Газа“, пожалуй, сегодня самый известный в мире клочок земли, распложенный на берегу Средиземного моря на границе Израиля и Египта. Длина 40км, ширина от 6 до 12км., общая площадь 360 кв. км. Столица — город Газа. Пригороды: Бейт, Ханун, Дейр-эль Балах, Хан-Юнис, Рафа (на границе с Егитом). Общее население около двух миллионов человек. Известен шикарных морским побережьем и самым большим в мире боевым „метро“, протяженностью около 700 км. По оценке военных экспертов — самый большой и укрепленный в мире город-крепость.
Основан в глубокой древности — около 3000 лет назад. В письменных источниках впервые упоминается в XV веке до нашей эры во времена правления египетского Фараона Тутмоса III. На протяжении всей своей истории Газа переходила из „рук в руки“: древний Египет, филистимлянские княжества, входила в состав царства Давида и Соломона, набатейцы, ассирийцы, греки, птоломеи, селефкиды, древний Рим, халифы, крестоносцы, мамлюки, османы сменяли друг друга. Входила в еврейское государство времен воинственного царя Александра Яная и Ирода (Хородос) Великого. Евреи в Газе впервые упоминаются на знаменитой стелле фараона Мернептаха (XIII век до нашей эры), где гордый фараон сообщает потомству, что в районе Газы он уничтожил Израиль и „семени его больше нет“. Это, кстати, самое древнее упоминание Израиля в нееврейских источниках. Именно этой „декларацией“ малоизвестный фараон увековечил свое имя. После утраты еврейской государственной власти над Газой еврейское присутствие, как религиозной общины, никогда не прерывалось. Руины´еврейских синагог и кладбищ сохранились по сей день. Из известных раввинов Газы достоин упоминание Израель бен Моше Наджара (XVII век), который был также поэтом, и восторженный приверженец лжемессии Шабтая Цви раввин Натана. Еврейское присутствие в секторе Газа было прервано во время английского мандата в 1929 году, когда в следствии арабских погромов 1929 года община была уничтожена и снова восстановлена после шестидневной войны (1967), а затем трагически ликвидирована в 2005 году во время, так называемого, „размежевания“.
По решению ООН от ноября 1947 года сектор Газа должен был быть включен в территорию будущего арабского палестинского государства, которое так и не было создано и по итогам арабо-израильской войны 1948-1949 годов Сектор был оккупирован Египтом. Египет официально не аннексировал сектор Газа, но поставил под контроль военной администрации. С октября 1956 по март 1957 года Сектор Газа находился под контролем израильских войск, а затем снова до июня 1967 году вернулся под египетский контроль. Египет, в те годы (как в наши дни Иран) официально объявил своей целью уничтожение еврейского государства и использовал Сектор Газа для подготовки отрядов боевиков (федаинов), совершавших диверсии и террористические акты против израильтян. С 1949 по 1956 год террористы из сектора Газа убили и ранили более 1300 израильтян, повредили множество военных и гражданских объектов, а также уничтожили значительные площади посевов. Израиль отвечал на действия террористов карательными операциями по разрушению военных баз и уничтожению террористов, однако старался при этом минимизировать жертвы среди гражданского населения, не только из гуманных соображений, но из концептуальных, поскольку рассматривал гражданское население Газы, как потенциальных союзников, полагая, что действия ЦАХАЛ приведут к восстанию палестинских арабов против террористов и их египетских покровителей. (Ничто не ново под луною, в том числе и политическая наивность)
Должен отметить, что при работе над этой статьей, я натолкнулся на описание военной тактики при оккупации сектора ГАЗА в 1956 и 1967 году. Бросалось в глаза, что прежде всего Армия Обороны Израиля захватывал Рафах, чтобы отрезать сектор от Синайского полуострова и только после этого начиналось наступление на сам Сектор. При этом, несмотря на потери, наступление было максимально быстрым и инициативным. Именно это, по мнению военных экспертов того времени, определило исход сражения. Только отрезав коммуникации с Синайским полуостровом, и подавив наиболее активные очаги сопротивления начиналось неторопливое продвижение вглубь, выбивая противника с его позиций. Я, разумеется, не военный эксперт, однако читая не мог отогнать от себя мысль — изучали ли наши генералы опыт их славных предшественников?
После ухода израильских войск из Сектора Газа в марте 1957 года, как следствие демилитаризации Синайского полуострова, террор из сектора Газы ослаб.
Как результат войны Судного Дня (1973) при подписании мирного договора с Египтом (1978) стороны договорились о том, что территория сектора Газа, равно как Западный берег реки Иордан войдут в состав будущей Палестинской Автономии. Предполагалось, что Палестинская Автономия будет создана на базе договоренностей с местными арабскими кланами и политическими деятелями, но не с Организацией Освобождения Палестины, которая в те годы была официально определена, как террористическая и любой контакт с которой был запрещен израильским законодательством. Отход от этого принципа в последующие годы и признание Организации Освобождения Палестины законным представителем палестинского народа было, на мой взгляд, роковой ошибкой соглашений Осло. Строить с революционерами нельзя. С ними можно только разрушать. Иными словами, у революционеров другая специализация. Предполагалось и на этом настаивала израильская делегация, что сектор Газа будет возвращен Египту. Но умный президент Садат, борясь буквально за каждый квадратный сантиметр Синайского полуострова от этого „подарка“ наотрез отказался. Есть историки, которые придерживаются мнения, что Бегин недостаточно настаивал…
С 1967 года по 2005 год сектор Газа находился под контролем Израиля. Израиль не ущемлял права арабов, проживавших в секторе Газа. Многие тысячи арабов работали в Израиле. Израильтяне также свободно ездили в Сектор делать закупки по более дешевым ценам, чинить автомобили, менять шекели на доллары, и даже лечиться у более дешевых, чем в Израиле зубных врачей. Террора по началу почти не было. Однако, он стал нарастать и принимать все более жесткие формы параллельно с восстаниями („интифадами“) на Западном берегу Иордана и особенно направленных против новых еврейских поселений в Секторе. С 2001 по 2005 год на территорию Израиля из Сектора Газа было выпущено около 4000 ракет. Нарастающий террор подвинул тогдашнего премьер-министра Ариэля Шарона к решению одностороннего ухода Израиля из сектора Газа. Так называемое „размежевание“. Власть автоматически перешла к администрации Палестинской Автономии. Ариэль Шарон вывел все израильские войска из Сектора 19 лет назад в 2005 году, разрушил еврейские поселения и насильно выселил из своих домов, сопротивлявшихся до последнего поселенцев (в одном случае дошло до самосожжения.) „Размежевание“ лишило еврейских поселенцев не только домов, но, зачастую, и средств к существованию. Для этой преступной и позорной акции против собственного народа было мобилизовано около 50.000 тысяч солдат и офицеров израильской армии. Всего в Секторе Газа к 2005 году было построено, а затем снесено в августе 2005 года 21 поселение. Поселения имели промышленные зоны и занимались сельским хозяйством. При этом многие арабы находили себе работу в еврейском секторе. Небезинтересно вспомнить, что после разрушения еврейских плантаций оставшиеся без работы арабские рабочие через израильских адвокатов подали иск в израильский Высший Суд Справедливости с требованием компенсаций. Решение суда мне неизвестно. После ухода израильских войск власть в секторе перешла к Палестинской Автономии, однако удержалась она не долго — только год. Все, что успела Палестинская Автономия, к большому удивлению и негодованию израильтян, это заявить, что продолжает рассматривать сектор Газа, как оккупированную Израилем территорию. За этим видимым абсурдом стояли вполне здравые экономические интересы, а именно в соответствии с соглашениями Израиль продолжил поставлять в Сектор электроэнергию, водопроводную воду, газ, нефть и ежедневно пропускать около 250 грузовиков с товарами.
Необходимо отметить, что „размежевание“ вызвало тяжелый общественно-политический раскол в израильском обществе на тех, кто хотел видеть в окончании оккупации пример для будущего всеобъемлющего мира с „палестинцами“ и теми, кто видел в этом шаге начало грядущей катастрофы. Это вызвало раскол в партии Ликуд. Надо отметить, что из активных сегодня политических деятелей против „размежевания“ выступил как Нетанияху, так и Либерман. Властители дум ведущие израильские СМИ в основном поддержали план размежевания. Из курьезов того времени можно отметить неожиданного защитника поселенцев в лице Владимира Жириновского. Он собрал митинг в Москве напротив израильского посольства, где выступил с речью призвав Израиль вышвырнуть палестинцев в Сирию и Иорданию и заявил, что „Ариэль Шарон продался западным империалистам“. Демонстранты держали плакаты с лозунгами „ Руки прочь от еврейских поселений“, „Шарон уходи в отставку“ и „Прекратите мучить еврейский народ“.
Ариель Шарон действовал, как диктатор: расколол собственную партию, отклонил всенародный референдум, уволил мятежных министров: Либермана и Элона и брутальным образом, игнорируя все рамки демократии, разгонял демонстрации протеста, включая задержание и арест несовершеннолетних.
Как известно, ретроактивно мы все умные. Сегодня моя оценка „размежевания“ однозначна: ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Тогда я колебался, так как аргументы сторонников и противников размежевания казались мне, каждый по — своему, логичными. Да и авторитет Ариэля Шарина был для меня исключительно высок. Я не занимался тогда никакой активной общественной или политической деятельностью, однако, к своему стыду, не присоединился тогда к демонстрациям против „размежевания“. Все на что меня тогда хватило: это трусливо „заболеть“, когда в те дни я получил повестку в армию на сбор резервистов, призванных помогать регулярной армии сносить еврейские поселения.
В 2006 году на территории Палестинской Автономии по инициативе и под контролем С.Ш.А прошли первые и возможно последние свободные парламентские выборы. Молодая радикальная исламистская организация Хамас (основана в 1987 году) одержала победу над погрязшей в коррупции ФАТАХ. Потерпев поражение, ФАТАХ произвел военный переворот и арестовал сторонников Хамас на Западном берегу Иордана. Однако, в секторе Газа власть осталась за ХАМАС, который, в свою очередь, посадил в тюрьму сторонников ФАТАХ, а наиболее нелюбимых сбросил с 11 этажа административного здания. После чего приступил к выполнению своей основной цели — борьбе с Израилем. Постоянно усиливались ракетные обстрелы Израиля, началось строительство боевых туннелей и массированная идеологическая в духе исламского радикализма обработка населения, особенно детей и подростков. В ответ Израиль вводил всевозможные ограничения, частичную блокаду и производил ответные обстрелы. Наиболее значимыми из противостояний можно отметить операции „литой свинец“ (2009), „облачный столп“ (2012), „нерушимая скала (2014) и наконец ныне текущая война, начавшаяся 7 октября 2023 года с вторжения Хамас на территорию Израиля, убийства более 1200 израильтян и захвата около 240 заложников.
После Заключений Соглашений Осло в 1993 году экономическая ситуация в Палестинской Автономии и особенно в Секторе Газа резко ухудшилась. Согласно Центральному Статистическому Бюро Израиля, если до Соглашений Осло безработица среди мужского работоспособного населения на „территориях“ в конце 80-х годов составляла менее 5%, то уже к середине 90-х годов достигла 20%, а валовый национальный продукт упал на 36%. По оценкам экспертов это произошло в результате падения совокупности доходов и одновременно резкого роста численности населения, особенно в Секторе Газа. Так численность населения Газы в 2005 году в год „размежевания“ составляло около 1.300.000 человек, а в наши дни оценивается около 2 миллионов. Спад экономической активности объясняется тем, что с одной стороны администрация Палестинской Автономии несмотря на многомиллиардную помощь из Европы и Америки не смогла создать независимую от Израильского ранка экономику. С другой стороны постоянные инциденты в сфере безопасности, привели к частичному закрытию границ между Палестинской Автономией и Израилем, что нарушило ранее сложившиеся трудовые и рыночные отношения. Особенно экстремально этот процесс затронул перенаселенный сектор Газа.
Высказывается мнение, что ухудшение экономической ситуации и связанная с ней безработица среди прочего происходит из-за того, что властям Газы не было необходимости заботится о нуждах населения. Здесь считаю правильным процитировать социолога и экономиста профессора Gunnar Heinsohn из Бременского университета (Германия):
„Подавляющее большинство населения Газы не испытывает необходимости делать что-либо для того, чтобы „поднять“ своих отпрысков. Большинство детей сыты, одеты, вакцинированы и учатся в школах, основанных Организацией Объединенных Наций ( UNRWA). Эти школы классифицируют палестинцев как беженцев — причем не только тех, кто был вынужден покинуть свои дома в 1947-48 годах, но также все их потомство. UNRWA щедро финансируется Соединенными Штатами Америки (31%) и Евросоюзом (около 50%) и только 7 % из этих фондов поступают из мусульманских источников. Благодаря этому почти все население Газы живет в социальной зависимости от иностранной помощи на довольно низком, зато стабильном уровне. Одним из результатов этой нелимитированной благотворительности является нескончаемый демографический бум. Между 1950 и 2008 годами население Газы выросло с 240.000 до 1,5 миллиона человек. Запад, собственно говоря, создал в Газе новый ближневосточный народ, который, если соxранятся имеющиеся тенденции, достигнет в 2040 году 3 миллионов человек. Запад платит за еду, школы, медицинское обслуживание и жилье, в то время, как мусульманские страны помогают оружием. Не скованная необходимостью зарабатывать себе на жизнь молодежь имеет массу времени для рытья туннелей, контрабанды оружия и пальбы. Популярность в Газе радикальных политических течений во многом связана с молодостью населения Сектора, поскольку избыток молодого населения, как показали социологические исследования, ведет к усилению радикализма, войнам и терроризму.“
Согласно мнению арабского журналиста из Палестинской Автономии Джаралла „ Палестинцы могли построить одну из лучших экономик в регионе после Соглашений Осло в 1993 году. Но вместо этого, чтобы использовать миллиарды долларов, которые были даны им американцами и европейцами на создание рабочих мест и промышленности, руководство Палестинской Автономии украло большую часть средств. Теракты с использованием смертников и всеобъемлющая коррупция являются главной причиной слабости палестинской экономики“.
Указанные статьи были написаны пару лет до войны, однако им вторит арабский блогер Хода Джанат, посетившая Сектор Газа уже после начала текущей войны. Она отмечает, что в секторе с населением около´2 миллионов человек действуют 36 больниц. Даже во время войны Сектор пусть нерегулярно, но получает бесплатные электричество, воду, газ и топливо из Израиля, не говоря уже о массивной гуманитарной помощи, регулярно поступающей в Сектор из Америки и Европы. Хида Джанат также красочно описывает фанатизацию детей и превращение их в террористов с автоматами и поясами смертников.
Цель моей статьи не анализ текущей войны, а только краткая историческая справка, поскольку, как известно, не зная прошлого невозможно понять настоящее. Мы не знаем, что нам принесут не только ближайшие дни, но и ближайшие часы. (Пишу эти строки 13.08.24).
Осмелюсь предположить, чти нас ждет либо большая региональная война с Ираном и его „прокси“: Хамас, Хезболла, Хуситы. Причем война с непредсказуемыми последствиями. Либо позорная „сделка“, которая, может быть, спасет жизнь трех десятков несчастных заложников и даст Израилю передышку на пару лет, однако с неизбежной большой войной в будущем, и неизвестно с лучшими ли условиями для нас. „Сделка“ неминуемо вызовет раскол в израильском обществе, по сравнению с которым кризис 2005 года покажется детской игрой. Осенью прошлого года у Израиля появился исторический шанс интеграции в мусульманском мире: наметившееся соглашение с Саудовской Аравией. Именно это побудило Иран дать „фас“ своим прокси напасть на Израиль 7 октября 23 года. Благодаря оплаченной миллиардами долларов пропагандисткой машине, пробудившей из неглубокой спячки вековой антисемитизм, геополитические интересы великих держав и ненадежные союзнические отношения с демократической партией С.Ш.А. ставят Израиль в очень опасное положение. Противопоставить этому мы можем только национальное единство. К сожалению, национальное единство еврейского народа всегда существовало и существует только в головах антисемитов.
Др. Зеэв Ицхар. Соучредитель израильского Форума „За гражданскую солидарность“