КУРДИСТАН, ПАЛЕСТИНА И ЕВРЕИ

23.07.2024

КУРДИСТАН.
2,5 тысячелетняя история курдского народа заслуживает многотомной монографии. В небольшой статье возможно обозначить только контуры.
Курды наряду с евреями, ассирийцами и арабами являются древнейшим из ныне существующих народов Ближнего Востока. Первые упоминания о курдах, как народе, восходят к VI веку до нашей эры. Курдов объединяет общее происхождение, язык и компактность проживания, главным образом в Ираке, Турции, Сирии, Иране. Однако, самым главным является общее национальное самосознание, несмотря на многочисленные попытки, особенно в XX веке и в наши дни, насильственной культурной ассимиляции в странах их компактного проживания. Особенно в Турции. (Политика хорошо знакомая бывшим советским евреям) Численность курдов в мире оценивается приблизительно в 45 миллионов человек. Религия — в основном суннитский ислам (есть небольшое количество шиитов). Однако, ислам среди курдов никогда не был фанатичным. Как религиозное меньшинство представлены езиды, зороастриты и христиане. При этом надо отметить, что межрелигиозной нетерпимости не отмечалось. Последнее несомненно говорит о религиозной толерантности курдского народа. В политическом плане курдов всегда отличала феодальная раздробленность. На протяжении всей 2,5 тысячелетней истории курдского народа возникали многочисленные королевства, султанаты и эмираты. Вследствие этой раздробленности курдам по сей день не удалось создать сильного единого государства, несмотря на многочисленные попытки в пришлом. Самым знаменитых курдским султаном был Салах ад Дин (Саладин) — победитель крестоносцев. Даже после крушения османской империи в 1918 году, когда Британия и Франция делили между собой колониальную власть в бывших ближневосточных владениях Османской империи, курдам не было предоставлено самостоятельное государственное образование и их территории были разделены между Турцией, Ираном, Сирией и Ираком. Весь прошедший век прошел в попытках курдов отстоять по крайней мере автономию в Ираке, Сирии и Турции. Курдские вожди пытались опереться на соперничающие за влияние на Ближнем Востоке СССР и С.Ш.А., а также на региональную державу — Иран. Однако, благодаря „высшим государственным интересам“ курды были преданы всеми „покровителями“. Перефразируя Пушкина: Их пример другим наука. Вынужденные политические лавирования привели к появлению в богатом словарном запасе курдского языка новых, неслыханных ранее терминов, таких как „демократия“, „социализм“, „политическая партия“, „классовая борьба“, „рабочее движение“ и прочее. Попытки добиться, если уж не государственности, то по крайней мере автономии стоили курдам много крови.
Так, за последние десятилетия в Ираке было уничтожено около 400.000 тысяч курдов, в том числе с применением химического оружия, снесено с земли около 1500 курдских деревень. Большинство из этих жертв приходится на время правления Садама Хусейна.
В Турции было уничтожено около 4000 курдских деревень и казнено 18000 курдов. Достоверных данные о потерях курдов в Сирии и Иране я не нашел, однако по различным сообщениям они были весьма велики.
Отношения к евреям у курдов было всегда лояльным. Евреи, проживавшие веками среди курдских пленен не преследовались. Они сохранили разговорный язык времен второго храма — арамейский. После образования государства Израиль курдские евреи массово репатриировались в еврейское государство. Около 100.000 человек. Когда в 50-е годы начались еврейские погромы в Ираке, большая часть евреев Ирака бежали в безопасный для них курдский регион, откуда Еврейское Агентство (Сохнут) перевозило их в Израиль. Отношения курдов к Израилю тоже было дружественным. Известно, что во времена восстания Мустафы Барзани Израиль оказывал курдам в начале 70-х годов прошлого века гуманитарную помощь, в том числе медицинскую (полевые госпиталя). Ограничилась ли эта помощь только медициной мне неизвестно.
ПАЛЕСТИНА.
Название Палестина (точнее, „Сирия палестинская“) географически-административное понятие, было введено римском императором Адрианом во втором веке нашей эры после подавления трех восстаний еврейского государства против римского владычества. Еврейская государственность была окончательно разрушена и началось планомерное изгнание, точнее вытеснение мятежного еврейского народа из своей страны. Целью переименования было стереть из исторической памяти само название мятежной провинции Иудея. Население еврейского государства на период его разрушения оценивается историками от 2,5 миллиона до 5 миллионов человек. Совсем не мало по тем временам, учитывая, что все население Римской Империи оценивается на тот период приблизительно в 100 миллионов человек.
В последующие почти 18 веков на территории „Палестина“ не было создано ни одного независимого государственного образования. За исключением Королевства Крестоносцев (1099-1291).
Некогда многочисленное население еврейского государства постепенно сменилось на арабов на 90-95% принявших ислам и 5-10% оставшихся верными христианству, которое они восприняли от Византийской империи и крестоносцев. Незначительные остатки еврейской общины еще оставались в Палестине и проживали главным образом в святых городах, временами даже составляя там большинство, таких как Иерусалим и Цфат, а также в Акко, Рамле, Газе и Ашкелоне. Известно, что еврейское население Иерусалима вместе с мусульманами обороняли Иерусалим от крестоносцев в 1099 году и были вместе перебиты. В 1187 году еврейские воины, воюя в рядах мусульман под предводительством султана Салах ад Дина, отвоевали у крестоносцев Иерусалим. Это были курдские евреи — подданные курдского султана Салах-ад Дина (Саладина). Были также евреи, оставшиеся в деревнях Галилеи, которые приняли христианство еще во времена Византийской империи, а позднее с VII века ислам. Известно, что есть арабские деревни, находящиеся на месте еврейских деревень времен древнего еврейского государства. Говорить об этом с точки зрения современной мусульманской историографии считается no comme il fo (не комильфо), то есть не соответствует хорошему тону. Сейчас другая Аgenda. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь.
На протяжении веков Палестина переходила из рук в руки: под властью Римской Империи до 395 года нашей эры; власть византийской империи (395 — 614 год); персидское владычество (614 по 629); снова Византия (614 – 629); Арабский Халифат (638 по 1099); Королевство Крестоносцев (1099-1291; владычество египетских мамелюков (1291-1516); Османская империя (1516-1917); Британскaя колония, точнее мандат Лиги Наций на управление (1918-1948); раздел Палестины в 1922 году на две части: востoчную, где было создано Палестинское (Хашимитское) Королевство Иордания и воссоздание в 1948 году еврейского государства Израиль в западной части Палестины. С 1948 года и по наши дни идет практически непрерывная борьба ислама за власть над всей Палестиной. Не признав решение ООН о разделе Палестины и создании независимого еврейского мини-государства на территории западной Палестины, арабские военные формирования, поддержанные сопредельными арабскими странами, напали на новорожденный Израиль и тем самым инициировали затяжной арабо-израильский конфликт, продолжающийся по сей день.

Важно отметить, что на протяжении почти 1800 лет после разрушения еврейского государства на этой территории не возникло никакого нового народа, обладающего самостоятельной культурой, языком или национальным самосознанием. Еще в середине IXX века на всей территории исторической Палестины проживало не более 300 тысяч человек, на 90-95% с мусульманским или христианским населением (5-10%), а также друзы, черкесы и чеченцы, бежавшие в Османскую империю после поражения восстания Шамиля. На начало ХХ века население всей исторической Палестины составляло около 450.000 тысяч человек, включая 50.000 евреев.
Этот уникальный исторический факт образно выразил М. Лермонтов в известном стихотворении „Спор“(1840 год): „ Вот у ног Ерусалима Богом сожжена безглагольна и пустынна мертвая страна“ Надо отметить, что здесь сходятся две интерпретации еврейской трагедии: христианская-грех распятия Христа и талмудическая „за грехи беспричинной ненависти евреев друг к другу“. Для желающих углубится в эти размышления рекомендую прочитать/перечитать Иосифа Флавия „Иудейская война“ и сравнить с нашими днями. Лично мне, любящему исторические параллели, становится страшно. В двадцатом веке сионистское движение привело не только к увеличению еврейского населения страны, но и к модернизации. Отсталая аграрная провинция Османской империи начала превращаться в современное государство. Появились рабочие места, что в свою очередь привело к увеличению арабского населения Палестины за счет трудовой миграции мусульман из нищих сопредельных арабских стран. Все это привело не счастливому симбиозу двух семитских народов, о чем мечтали по-европейски либеральные основоположники сионизма, а к войне и ненависти все более принимающие фанатичные религиозные фирмы.
По данным палестинских источников число погибших палестинцев с 1948 года по наши дни, включая членов вооруженных формирований достигли 45.000 человек… Перемещенных лиц (беженцев) палестинская статистика оценивает от 600.000 до 800.000 тысяч человек В то же время еврейские беженцы от арабских погромов в арабском мире составили так же около 800.000 человек.
РЕЗЮМЕ:
Если сравнить судьбу древнейшего курдского народа и новоиспеченного палестинского поражает абсолютная несоразмерность жертв и реакции на них, так называемой „мировой общественности“.
Поражает абсолютное равнодушие к праву курдского народа на независимую государственность, при игнорировании факта существования уже более 100 лет Палестинского государства в восточной Палестине. (Полная официальная независимость с мая 1946 года)
Отказывая курдскому народу в государственности и одновременно призывая к созданию еще одного палестинского государства после Иордании и Газы в западной Палестине. Абсолютно игнорируется вполне законное опасение, что это мини-государство станет базой всевозможных террористических организаций, типа Хамас в Газе и Хезболла в Ливане и превратится в пороховую бочку не только для еврейского государства, но и для относительно стабильного Палестинского государства – Иордании.
Всячески внушается безумная идея, что именно это решит арабо-израильский конфликт и возможно иранскую угрозу.
Остается гадать, где кончается политическая наивность и начинается осознанный злой умысел.


Др. Зеэв Ицхар Соучредитель израильского Форума „За гражданскую солидарность“