ИЗРАИЛЬСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

18.07.2024

Прошу понять меня правильно. Я не пародирую пошлые песенки под похожими названиями. Как блогер, пишущий на русском языке для русскоязычного читателя ищу наиболее подходящее определение для израильского общественного феномена, известного под названием „поселенческое движение“. При этом, я прекрасно понимаю всю спорность подобных аналогий, тем более что феномен „казачество“ специфично только для русской истории и у евреев обычно вызывает ассоциации с погромами. Соответственно Википедии, казачество определено, как военное сословие в дореволюционной России, совмещавшее вольный труд и военную службу на окраинах страны. С самого начала сионистское движение ознаменовалось конфликтом за право еврейского народа на историческую Страну Израиля с мусульманским населением бывшей турецкой провинции Палестина. Совместное проживание с „неверными“ с точки зрения ислама возможно только, если последние находятся в подчиненном и униженном положении. Даже если мусульмане и „неверные“ относятся к одному этносу, это оканчивалось всегда трагично. (Пример арабы мусульмане и христиане Ливана). Осознав это, колониальная власть Британии, нарушив обязательство перед евреями (декларация лорда Бальфура 1917 года) выделила в 1922 году 72% территории исторической Палестины/Страны Израиля к востоку от реки Иордан под Палестинское Государство (80% палестинцы), запретив евреям там селиться. Официальное название страны: „Хашимитское Королевство Иордания“. Оставшаяся часть исторической Страны Израиля/Палестины к западу от реки Иордан и до Средиземного моря стала ареной борьбы ислама против „неверных“ евреев и нескончаемых интриг мировых держав за этот малюсенький по мировым масштабам отрезок земли. Исторически решающими были и остались по сей день демографический фактор и поселения, локализация которых определила и определяет по сей день любое политическое решение, если оно вообще возможно. Сионистскому движению в начале XX века, без русских евреев было не обойтись. Без их практической деятельности, неприхотливости и готовности защищать себя и страну с оружием в руках, западноевропейские теоретики сионизма философствовали бы по сей день. Еврейские „племена“ кроме общей для всего народа исторической памяти и глубоко национальной религии всегда приносили с собой в Страну Израиля культуру тех народов, среди которых они жили столетиями. Так ностальгически пел народный певец Израиля Йорам Гаон о первых поселенках: „с косой, в сарафане с парабеллумом на боку и томиком Пушкина в руке“
Первые поселенцы по моде того времени были атеисты и социалисты, боролись с британскими властями, прятали нелегально приобретенное оружие и отстреливались из него от мусульман. Дикий восток…
Прошло сто лет. История, как ураган, пронеслась над Страной Израиля. Примитивные ружья сменили танки, ракеты, боевая авиация. На месте, где легендарный полный георгиевский кавалер Йосеф Трумпельдор утвердил форпостом „Тель-хай“ северную границу Израиля рвутся ракеты Хезболла. Многие потомки еврейских „казаков“ в наши дни стали политической и экономической элитой Израиля. В поселениях, основанных их дедами и бабушками уже не живут. Чаще „исповедуют“ не национальные, а прогрессивные, общечеловеческие ценности. Изменились сами поселенцы. Они стали религиозными. (Не путать с „черными“ отказниками служить в армии). Отнюдь не все из них „русские“. Конфликтовали и конфликтуют почти со всеми правительствами Израиля, сдерживающих под давлением С.Ш.А. и „левых“ партий в Израиле поселенческую деятельность. Сдерживают, поскольку видят в ней преграду к заключению мира, который как горизонт удаляется по мере приближения. „Левые“ готовы пойти на территориальные и другие „болезненные“ компромиссы, вплоть до модного в наши дни лозунга „любой ценой“. Поселенцы утверждают, что отказ от исторических прав еврейского народа на страну Израиля только отдаляет мир. Условно говоря, „если у еврейского народа нет прав на Иерусалим, то нет прав и на Тель-Авив“. Молодое поколение поселенцев составляют боевое ядро армии. Однако „ власти“ им не очень доверяют, поскольку политический и религиозный идеал права еврейского народа на Страну Израиля для поселенцев является не красивой декларацией, а смыслом жизни. Приказы правительств, которые им постоянно врали и изгоняли во имя меняющейся государственной целесообразности, могут быть проигнорированы. Земля Израиля — их земля, политая их потом и кровью. Почти каждое крупное поселение возникало, сносилось, а затем снова отстраивалось и расширялось в постоянной борьбе с государственным аппаратом. Причем, как ни парадоксально, при „правых“ чаще, чем при „левых. Политические лидеры поселенцев прямолинейны и не политкорректны. Несмотря на все препятствия, поселенцев уже относительно много: В районе Иудеи и Самарии более 400.000. В восточном Иерусалиме около 300.000. На Голанских высотах около 30.000. Численность населения продолжает постоянно расти, за счет внутренней миграции, репатриации (среднем по 1000 репатриантов в год, в основном из С.Ш.А.) и высокой рождаемости. В поселениях рождаемость выше, чем в целом по стране, что связано с высоким процентом религиозных поселенцев. (На одну тысячу поселенцев рождается 34 ребенка в год, тогда как в среднем по стране в еврейском секторе 21 ребенок). Население молодо: Средний возраст жителей еврейских поселений в Иудее и Самарии 20,3 года. В то время как по стране в целом — 27,7 лет. Уровень участия в трудовой деятельности весьма высок: 64%. Это на 10% больше, чем в стране. Основная сфера деятельности: сфера услуг, образование, сельское хозяйство, промышленность. Существуют промышленные предприятия. В крупных поселениях, таких как Маале Адумим, Кирьят Арба и Ариэль есть промышленные зоны. Вместе с тем большая часть жителей несельскохозяйственных поселений работает в близлежащих городах в пределах „зеленой черты“. В Ариэле с 2012 года существует университет. (с 1982 по 2012 год имел статус колледжа). Сельское хозяйство развито в долине Иордана и вокруг, так называемых, молодежных поселений „холмов“. Чаще всего эти поселения возникали нелегально, разрушались израильской армией и снова воздвигались, пока не добивались постоянного статуса. Впрочем, как и большинство других поселений, включая самые крупные. Пожалуй, эта молодежь в наше время наиболее близко подходит к понятию „казачества“ и напоминает их предшественников столетней давности. Правда, с одной разницей: те были атеисты, а эти религиозны. Функционируют многочисленные общеобразовательные и религиозные учебные заведения. Необходимо отметить, что среди поселенцев высок процент с высшим образованием.

Основное политическое направление: религиозный сионизм.
Удачно ли выбранное мною определение: „израильское казачество“ предоставляю решить читателю. Возможно, есть лучшие определения.
Др. Зеэв Ицхар
Соучредитель Форума „Гражданская солидарность“