22.03.2024
Читайте и перечитывайте „МЕГИЛАТ ЕСТЕР“ — этот удивительный, сохранившейся в веках документ эпохи, психологически актуальный по сей день для еврейской диаспоры. Итак: Это было давным-давно, около 2500 лет назад. (Точнее, по подсчетам раввинов, в 473 году до н.э в царствование Ахашвероша I во времена так называемого „вавилонского пленения“. Много ли изменилось за это время? Вроде да, а по сути — нет. Среди народов вавилонской империи проживал наш народ „отдельно, на другие народы непохожий….“. Естественно, за „непохожесть,“ (только ли?) был не любим. Сегодня это называется антисемитизмом, правильнее юдофобией, поскольку арабы тоже семиты. Одиозным представителем классического юдофоба был премьер-министр империи Амман. Сегодня в его роли выступает Синуар. Однако, исходя из „Свитка Эстер“, единственного доступного нам источника, еврейский народ особо не преследовался. Даже было возможно занятие придворных должностей. Видимо, единственным условием было не подчеркивать еврейское происхождение и быть „как все“. Так, антагониста Аммана звали Мордехай в честь верховного божества пантеона богов Вавилонии Мордуха (Перевод с аккадского: „сын чистого неба“). Свиток Эстер, называет его „Мордехай ха ехуди“, то есть „еврей Мордехай“. Видимо было много и других Мордехаев, но „ассирийско-вавилонского происхождения“. Исконно-еврейского имени Мордехая мы не знаем, хотя, скорее всего, оно у него было. А вот еврейское имя главной героини драмы и племянницы Мордехая красавицы царицы Естер мы знаем: Хадасса. Позднее, скорее всего уже при дворе, она изменила свое имя на Естер (в синодальном переводе с греческого Есфирь) в честь вавилонской богини Иштар. При этом дядя Мордехай дал ей указание „чтобы она не рассказывала о народе своем, ни о происхождении своем“. Согласитесь, очень напоминает….
Все было бы хорошо, но придворного еврея Мордехая подвела гордыня и заносчивость. К сожалению, и в наши дни весьма распространенный среди евреев-нуворишей и политиков недостаток. (Оглянитесь вокруг). Мордехай не мог пересилить гордыню и поклонится всесильному Амману.“ Все царские служители становились на колени и падали ниц перед Амманом, ибо так повелел царь, а Мордехай не становился на колени и не падал ниц“. Амман такое унижение перенести не мог. “Увидел Амман, что Мордехай не становится на колени и не падает ниц и преисполнился Амман ярости. Счел презренным для себя наложить руку только на одного Мордехая, ибо рассказали ему из какого народа Мордехай. Задумал Амман истребить народ Мордехая, всех иудеев во всем царстве.“ Сказал Амман царю:“ Во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя не выполняют. Не угодно ли будет царю дать предписание уничтожить их?“ Так сказать, “коллективная вина“, „взаимоответственность еврейского народа“ и „окончательное решение еврейского вопроса“. Ничего нового… Царь дал свое согласие. Вот так, одним указом приговорил весь народ к уничтожению. Если думать о холокосте, опять же ничего нового. Мордехай и весь народ впали в отчаяние. Пришлось обратиться за помощью к царице Хадасса- Естер, прелестям которой царь был подвластен. Хадасса испугалась и поначалу не хотела идти к царю без приглашения со стороны царя, что каралось смертной казнью, а также боялась раскрыть свое происхождение и просить за свой народ. Однако, дядя Мордехай популярно объяснил своей племяннице „ Не полагай в душе своей, что спасёшься в доме царском одна из всех иудеев. Если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибните. И кто знает, не для этого ли Б-г дал тебе царское достоинство“.
Я не буду пересказывать всю Историю. Кому интересно, может ознакомиться со всей драмой в деталях, прочитав весь „Свиток Эстер“. Царь отменил указ и заменил его противоположным: Амман был повешен на дереве, которое он выбрал для Мордехая, а евреям была дана возможность расправится со всеми своими врагами во всем ассиро-вавилонском царстве. СУТЬ ДРАМЫ: Ассимилированный еврей Мордехай не сумев перебороть свою гордыню, заносчивость и надменность поставил под удар не только свою жизнь, но и весь еврейский народ. Божественное вмешательство спасло тогда еврейский народ. Однако, это отнюдь не отменяет индивидуальную ответственность.
Антисемиты обвиняют евреев, что они, воспользовавшись благосклонностью царя, перебили тогда тысячи своих врагов. Не думаю, что это обвинение справедливо: либо они тебя, либо ты их. Такие были времена, да и сейчас не намного лучше. К тому же, как говорит предание, многие ассирийцы из страха перед евреями спешно переходили в иудаизм. (Процесс гиюра в те времена был видимо далек от ортодоксального). Таким образом, не исключено, что эти ассирийцы тоже в числе наших предков.
Упрекать меня в богохульстве не надо. Я только пытаюсь самостоятельно осмыслить священный текст. Я искренне верю во Всевышнего и знаю, что ничего против ЕГО воли произойти не может, доказательством чему и служит праздник ПУРИМ. Однако, мне более по душе праздник ХАНУКА, когда не придворными интригами, а мечом своим был спасен еврейский народ.
И, НАКОНЕЦ, САМОЕ ГЛАВНОЕ: В ПЛЕНУ У АММАНА — СИНУАРА ЗАЛОЖНИКИ, ПОЧТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПОГИБАЮТ НАШИ ГЕРОИ, ИДЕТ ВОЙНА С НЕЯСНЫМ КОНЦОМ: ЛИБО МЫ ПОБЕДИМ АММАНА, ЛИБО ОН УНИЧТОЖИТ НАС (Кто это не понимает, тот политически слеп); МИР ПРОТИВ НАС.
НЕ ВРЕМЯ СЕЙЧАС ДЛЯ КАРНАВАЛА. КОЩУНСТВО ЭТО.
Др.Зеэв Ицхар
Соучредитель Форума „Гражданская Солидарность“