23.08.2023
В дискуссии о целесообразности мобилизации харедим в армию этот вопрос неоднократно ставиться прежде всего самой армией.
Ответ на этот вопрос со стороны армии однозначный — не нужны. Армии нужны прежде всего мотивированные, физически и психологически здоровые солдаты. Немотивированные, физически не подготовленные с очень специфическими религиозными требованиями группы только создают проблемы. У армии, занятой постоянной конфронтацией на трех „ближних“ фронтах и одним-дальним (Иран) нет капацитета для столь специфической группы (около 170.000 человек).
В идеале — любая современная высокотехничная армия, должна быть профессиональной. Но это „не работает“ в Израиле, прежде всего потому, что профессиональная армия не может быть большой. Реально в Израиле существует комбинация между профессионалами, служащими в армии на постоянной основе (КЕВА), регулярной армией (призывники) и резервистами (милуим), которые призываются в армию для прохождения учений и в случае экстраординарных ситуаций (малые, или большие войны). Поскольку без резервистов наша армия относительно не большая, а экстраординарных ситуаций много, призыв резервистов, чаще всего частичный, производиться постоянно. То есть армия зависит от народа и его мотивации служить. А безопасность народа завидит от армии. Это явно проявляется в наши дни политического раскола и является одним из опаснейших факторов потери безопасности.
Таким образом, мы подошли к тому, что наша армия со времен создания государства и по сей день — является народной армией и зависит от мотивации народа. Выделение какой-либо группы населения от несения регулярной службы является ударом по мотивации народа. На сленге это определяется четырьмя простыми словами: „ Не хочу быть фраером.“
Резонно возразить, почему мы говорим только о харедим, а не о „золотой молодежи“, многие из которых тоже служить не хотят. Отношение израильского общества к этой группе молодых людей в основном отрицательное. Разница в том, что эта молодежь освобождается от службы в армии на индивидуальной основе, находя различные лазейки, а не как социальная группа. При этом нет политической силы, которая бы их представляла. (Исключением являются леворадикальные группировки, которые придают этому явлению идеологическое значение).
Разберемся, какой мотивацией руководствуются лидеры харедим, пытаясь, во что бы то ни стало, освободить учащихся ешив не только от армейской, но и от альтернативной службы.
Известно, что служба в Армии Обороны Израиля-это МИЦВА (Богоугодное дело).
Известно, что помощь больным, беспомощным и т.п-это МИЦВА.
Известно, что великие раввины прошлого зарабатывали на жизнь своим трудом и завещали это последующим поколениям.
Известно, что и в наше время большинство религиозных граждан Израиля служат в армии, работают и платят налоги.
Известно, что ни служба в Армии, ни работа-никогда не противоречили и не мешали изучению ТОРЫ. (Тяжело представить, что воины Иуда Макккаби не изучали ТОРУ, но легко себе представить реакцию Иуда Маккаби, если бы ему сказали: Иди и воюй, а мы будем за тебя молится)
Так в чем же проблема?
Опираясь на логику (хотя, логика-наука греческая), можно предположить следующее: СРЕДСТСТВО: максимальное ограничение контакта харидимской молодежи со светским миром, который несомненно возникает на службе в армии, или при прохождении альтернативной службы.
ЦЕЛЬ: максимально законсервировать харидимскую молодежь и их семьи, которые они не будут в состоянии прокормить и тем самым поставить их в полную зависимость от своих лидеров. Это, учитывая высокую рождаемость среди харедим, должно гарантировать лидерам харедим электоральное преимущество на парламентских выборах и, как следствие, связанные с этим власть и деньги. То, что это ставит страну на грань общественного раскола и политического коллапса видимо мало волнует уважаемых раввинов: ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ
СРЕДСТВА.
ЧТО ТЕРЯЕТ ХАРЕДИНСКАЯ МОЛОДЕЖ? Каждый, кто служил в армии знает, там „создается мужчина“. При этом, тот, кто физически не может или не хочет служить в армии может служить на альтернативной службе (больница, социальная служба и т.п). Не может мужчина, который физически не в состоянии защитить себя и обеспечить материально свою семью чувствовать себя нормальным человеком.
Кроме внешнего врага, наше государство атаковано изнутри: „ слева“ преступными майданами, разрушающими наше общество и армию экономически и психологически и „справа“- демагогией и преступными требованиями лидеров харедим.
Положение более, чем опасное. Что же делать? Поскольку убеждения мало к чему приводят (да и кто допустит в замкнутую среду харедим, какое-либо „альтернативное мнение“), необходимо создать такие условия, при которых служба в армии, или на альтернативной службе станет необходимым фактором социального выживания.
Необходим ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, имеющий силу Конституционного Закона, по которому только те граждане нашей страны, которые отслужили в армии, на альтернативной службе, платят налоги и признают Конституционные Законы государства имеет право получать субсидированные государством социальные услуги, как то социальное обеспечение, мед. услуги и образование (ту часть, которая субсидируется государством), а также иметь честь избираться и быть избранными. Исключения из общего правила, как-то репатриация после определенного возраста, состояние здоровья, семейное положение и т.п. должны быть определены Законом, но рассматриваться только и исключительно на индивидуальном, а не групповом уровне.
Подобный Конституционный Закон Социальной Солидарности, должен охватывать всех граждан государства Израиль независимо от происхождения, или конфессии.
Др. Зеэв Ицхар