НАРОДУ НЕОБХОДИМА УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ И ЕДИНСТВЕ.

Недавно я был на встрече ветеранов нашего гдуда (батальона) 334. Встреча через 50 лет… Встреча-ветеранов войны Судного Дня 1973 года. Нашему батальону пришлось первым отразить сирийское наступление на севере Голанских высот. Через 50 лет состарившиеся бойцы вспоминали те роковые дни, когда судьба молодого (25 лет) еврейского государства буквально зависела от каждого из нас. Слава Б-гу, мы этого тогда не понимали. Многое вспоминали, многих вспоминали. Но была тема, которую никто не вспоминал и не обсуждал, поскольку она была, как бы, сама собой разумеющейся: НЕ БЫЛО ПАНИКИ! Все делали свою работу, хотя батальон был срочной службы: Солдаты от 18 до 20 лет. Офицеры от 21 до 26 лет. В общем, по меркам нашего возраста спустя 50 лет: молокососы. Конечно, паника была, но она была „наверху“ в правительстве и в командовании. Внизу на батальонном уровне мы этого, к счастью, не знали.
В чем же была причина этой уверенности, сыгравшей решающую роль в победе.
На мой взгляд, первая и главная причина — это глубокая уверенность в армии и командовании. Уверенность в том, что нас не бросят и в том, что мы победим. Это необходимое условие для психологии солдата: уверенность.
Это была иллюзия, но это была спасительная иллюзия.
Вывод: Народ и армия имеют право на ощущение единства. Даже, если оно иллюзорно.
Другая не менее важная причина: свобода личной инициативы офицера на поле боя, которая не только не запрещалась, а наоборот поощрялась командованием. В условиях, когда у командования не было ни четкой картины происходящего, ни четкого плана, полагаю это имело решающее значение. Возможно, в этом было наше, решающееся превосходство над сирийской армией, построенной на жесткой системе вертикального командования.
В конечном, победа израильской армии в 1973 году, в отличие от победы 1967 года была победа не генералов, а среднего и низшего офицерского состава и, разумеется, простых солдат.
Третья причина: это отношение религии к службе в армии. Представители религиозного истеблишмента в те годы не противопоставляли себя армии и народу. В стране существовал устоявшийся консенсус в этом вопросе, основанный на принципе „живи и давай жить другим“. Никто не навязывал другому нормы религиозного поведения, и никто не ставил вопрос об освобождении от службы в армии харедимской молодежи. Оглядываясь в прошлое, я пытаюсь анализировать раскол общества в наши дни, поскольку не зная прошлого невозможно понять настоящее.
По моему глубокому убеждению, все наши „майданы“ при всей важности поднимаемых вопросов несут в себе разрушительный потенциал для морали и единства нации, губят нашу экономику и обороноспособность. Все политические и юридические вопросы, по моему глубокому убеждению, должны обсуждаться в парламенте, а не на улице. История учит к каким ужасным диктатурам приводит следование за красивыми и лозунгами.
Другой крайне важный, разлагающий наше общество фактор — это религиозный раскол. Иудаизм-национальная религия нашего народа в его жесткой ортодоксальном форме сохранила наш народ и его связь со Страной Израиля (Эрец Исраель) на протяжении 2000 лет изгнания. Но именно эта жесткость и привела к расколу в народе. Не будем забывать, что первопроходцы нашей страны были бунтарями против окостеневших форм традиционного еврейского бытия. Не меньше, чем их братья, ушедшие в русскую революцию. Полагаю, что представители религиозного истеблишмента вместо того, чтобы заниматься партийными интригами и навязывать свой образ жизни, так называемому, светскому населению должны проанализировать, что привело к отхождению от религии большой части еврейского народа уже в конце XIX века. Полагаю, основной причиной тогда и в наши дни было то, что обрядность была поставлена выше морали. Вместе с тем сила религии прежде всего в морали. Обрядность должна показывать путь к морали, а не ее заменять.
Представители харедимского истеблишмента обязаны себя спросить: способствует ли здоровью нации и общественному консенсусу требование освободить харедимскую молодежь от службы в армии, или альтернативной службы. Создает ли это непоправимый раскол в еврейском обществе с непредсказуемыми политическими последствиями, по сравнению с которыми все дискуссии вокруг судебной реформы и уголовника Дери покажутся детским лепетом? Неужели они не понимают, что принятие такого закона аморально, несправедливо и, по сути, антирелигиозно. Неужели харедимский истеблишмент реально хочет видеть свою молодежь неспособной себя защитить физически и быть социально независимой, лишая их доступа к современным наукам. Не приведет ли эта слепая политика к духовному восстанию харедимской молодежи в искусственно созданном гетто XXI.века, причем не в средневековой Европе, а в еврейском государстве.
Если мы хотим избежать самоуничтожения,
НАРОДУ ИЗРАИЛЯ НЕОБХОДИМО ЕДИНСТВО, ЕДИНСТВО И ЕЩЕ РАЗ ЕДИНСТВО:
Достичь это на данном этапе возможно, на мой взгляд, только созданием Правительства Национального Единства.
Др. Зеэв Ицхар