КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

Мои беседы с противниками и сторонниками судебных реформ постоянно приводили к дискуссиям вокруг основных проблем нашего общества: взаимоотношения религии и государства, сути нашего государства, как еврейского национального государства, или что важнее: еврейский характер государства, или демократия“. Беседы-дискуссии все более переходили на ревизию основ нашего государства: Декларацию независимости, о легитимности в наше время Закона о Возвращении ( не в плане на кого он распространяется, а вообще о его полномочности), а также вокруг бушевавших 5 лет назад политических и общественных страстей вокруг Закона о Национальном Характере Государства. Таким образом, сама дискуссия и страсти вокруг БАГАЦ при всей их важности оказались лишь верхушкой айсберга общественно-политических вопросов, разрывающих нашу страну.
Это и послужило основой моих размышлений.
В основе любой постройки от дома до государства лежит краеугольный камень. Краеугольный камень обычно груб, не отесан и скрыт под основанием. Самый красивый камень обычно украшает фасад. Его можно менять, но здание от этого не рухнет. Если же мы удалим краеугольный камень, то рухнет все здание.
Краеугольным камнем еврейского государства является ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ, принятая 14.07 1948 (5 иара 5708 года) и его законодательное утверждение, выраженное в Основном Конституционном Законе государства Израиль: ИЗРАИЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. Принято 19.07.2018 года. (7 ава 5778 года)
Краеугольным камнем еврейского народа, его формированием и сохранением в веках, даже в условиях рассеяния, было принятие народом СИНАЙСКОГО ОТКРОВЕНИЯ 1312 лет до нашей эры. Для религиозного человека — это неоспоримый исторический факт. Для атеиста не более, чем красивая национальная легенда. Практически это была Конституция еврейского народа. Тот, кто ее признавал, становился частью еврейского народа. Тот, кто ее отрицал, к еврейскому народу не принадлежал.
Прошло более 3000 лет…
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ современного Израиля была принята членами Народного Совета представителей еврейского населения страны и сионистского движения единогласно, однако уже через 70 лет после воссоздания Израиля, Закон о НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ после многочисленных дискуссий был принят отнюдь не единогласно, а только большинством всего в 6 мандатов. Что же произошло и в чем разница между ДЕКЛАРАЦИЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ и ЗАКОНОМ О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ГОСУДАРСТВА.
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ постулирует историческую связь еврейского народа с Землей Израиля. „В Стране Израиля (Эрец Израель) родился еврейский народ. Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический опыт…. После того как еврейский народ был насильно изгнан со своей Родины, народ хранил ей верность во всех странах рассеяния…“
Статья 1 ЗАКОНА О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ гласит:
А) Страна Израиля (Эрец Исраель) есть историческая Родина еврейского народа, в которой было создано Государство Израиль.
Б) Государство Израиль есть национальное государство еврейского народа, в котором он реализует свое естественное культурное, религиозное и историческое право на самоопределение.
В) Реализация права на национальное самоопределение в Государстве Израиль принадлежит исключительно еврейскому народу.
Статья 2 ЗАКОНА О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ: посвящен описанию государственных символов: название, государства, флаг, герб, гимн.
Статья 3 ЗАКОНА О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ определяет, столицей государства единый и неделимый Иерусалим
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ, принятая в Тель-Авиве, ничего не говорит ни о столице страны, ни об Иерусалиме. Это объясняется тем, что судьба окруженного Иерусалима, границы новорожденного государства, как и сама способность выжить в начавшейся войне были в мае 1948 года более чем проблематичны.

Статья 4 ЗАКОНА О НАЦИОНАЛÄНОМ ХАРАКТЕРЕ определяет статус ЯЗЫКА в государстве Израиль.
А) Иврит-объявлен государственным языком
Б) Арабский язык пользуется особым статусом. Упорядочивание использования арабского языка в государственных учреждениях и при обращении с ним будет регулироваться законом.
Г) Сказанное в этой статье не умаляет фактический статус арабского языка, сложившийся до вступления в силу настоящего Основного Закона.
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ничего не говорит о статусе иврита, арабского и других языках в новорожденной стране. Думается, на тот момент проблемы выживания были важнее проблем языкознания. В любом случае, тяжело себе представить, что кто-либо из основателей государства протестовал бы против этой статьи. В течение 5 лет после принятия ЗАКОНА о НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ГОСУДАРСТВА мне не пришлось слышать, или читать жалоб арабоязычных граждан на языковое притеснение. Не думаю, что кто-либо из нашего русскоязычного сектора мог предъявить жалобы на языковое притеснение. Были, правда, отдельные пожелания возвести русский язык наравне с ивритом в статус государственного.
Статья 5 ЗАКОНА О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ называется „Собирание рассеянных“:
Государство будет открыто для еврейской репатриации и собиранию рассеянных по миру евреев.
Это положение полностью соответствует ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ:
„ Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации и собирания изгнанников“
Вопрос „кто является евреем“ ни в Декларации Независимости, ни в Законе о нац. характере государства не поднимался.
Статья 6 ЗАКОНА О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ посвящена связи с еврейским народом в диаспоре.
А) Государство будет заботиться об обеспечении безопасности евреев диаспора, а также граждан государства Израиль, оказавшихся в беде, или плену, из-за их еврейского происхождения, или гражданства.
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ничего об этом не говорит. Хотя известны попытки еврейского населения Палестины оказать помощь гибнувшему еврейству Европы во время второй мировой войны.
Статья 7 ЗАКОНА О НАЦИОНАЛÄНОМ ХАРАКТЕРЕ относится к еврейскому поселенчеству. Статья гласит:
Государство видит в развитии еврейского поселенчества национальную ценность и будет действовать для поощрения и продвижения его создания и упрочения.
Здесь нет видимого противоречия с ДЕКЛАРАЦИЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, в которой сказано:
„Пионеры-основатели … вдохнули жизнь в пустыню, построили города и деревни и создали общество, самостоятельное экономически и культурно.“
Хотя Закон не оговаривает территории поселенческой деятельности, необходимо понимать, что поселенческое движение, называвшееся евреями пионерами, а арабами колонизаторами в 1948 году охватывало всю доступную евреям территорию от Тель-Авива до реки Иордан. Только после 1967 году, когда Израиль вернул под свой контроль Иудею, Самарию и восточный Иерусалим в глазах, так называемых, „левых“, пионеры стали называться „поселенцами“, форпосты, типа укрепления легендарного Трумпельдора- „юношами холмов“ и стали рассматриваться, как препятствие к миру. Эта убежденность настолько велика, что даже пример сектора Газы, где евреи своими руками во имя иллюзорного мира еще в 2005 году уничтожили 21 еврейское поселение никого не убедил.

Статьи 8,9,10 посвящены официальному календарю, праздникам и дням отдыха, совмещающим еврейскую традицию и светский календарь. Ничего нового по сравнению со сложившейся в стране традицией прошлых лет здесь нет.
Принятие ЗАКОНА О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ вызвало бурю протестов не только в Израиле, но и за границей, обвиняя законодателя от нарушения демократии до расизма. Вопрос о расизме вследствие абсурдности обвинения обсуждению не подлежит. Однако вопрос о демократичности требует своего разъяснения. Дело в том, что любое выделение той, или иной группы граждан по происхождению, религиозной, или социальной принадлежности антидемократичен по своей сути. В стране действует Закон о Возвращении. Любой араб может в случае отсутствия ЗАКОНА О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ, то есть равенстве перед законом всех граждан страны предъявить законное требование, чтобы закон о Возвращении был распространен не только на евреев через 2000 лет, но и арабов и их потомков, вынужденных покинуть Палестину всего 75 лет назад, или объявить самопровозглашенную автономию, или даже государство на той или иной части Израиля. Поэтому ЗАКОН О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ГОСУДАРСТВА является прежде всего законодательной защитой ЗАКОНА О ВОЗВРАЩЕНИИ и целостности государства.
Таким образом, не евреи в государстве Израиль и в первую очередь арабы имеют все демократические права на индивидуальном, но не на коллективном уровне. Мы не единственные такие антидемократы на земном шаре. Например, в Германии и некоторых других странах тоже есть Законы о Возвращении по национальному признаку.
Сказать, что у меня есть по этому поводу угрызения совести будет ложью. Иногда приходиться быть эгоистом, даже национальным.
Возможно, следовало бы законодателям зафиксировать это положение прямым текстом. Например, я бы сформулировал так: „ любой гражданин государства Израиль обладает личными правами и обязанностями по отношению к государству Израиль, однако КОЛЛЕКТИВНЫМ СУВЕРЕНОМ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД.
Почему я сейчас вспомнил политические страсти пятилетней давности? Потому, что демонстрации, дебаты, а по сути, глубокий раскол еврейского общества все больше идет по линии, каким будет государство Израиль: Государством, где живет много евреев, или еврейским государством. Здесь на первое место выходит место Религии в нашем обществе, поскольку, как я писал в начале статьи, она является краеугольным камнем еврейского народа. Русские, украинцы и другие народы могут спорить, что было бы для них лучше: принятие иудаизма из Хазарии, видоизмененного иудаизма-христианства из Византии, ислама из халифата или остаться верными Перуну. Нам такого не дано…
Здесь необходимо отметить, что этот наиважнейший и взрывоопасный вопрос: „общество-религия“ практически не затрагивается в ЗАКОНЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ГОСУДАРСТВА (Статья 1: еврейский народ реализует в Израиле свое естественное, культурное, религиозное и историческое право на самоопределение), , хоть и очень осторожно в ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ „ еврейский народ не оставлял молитв и надежд на Возвращение….. полагаясь на Твердыню Израиля“. Более чем скромно…
Здесь мы осторожно касаемся и с трепетом обходим Краеугольный Камень еврейского народа: Синайское Откровение. Нам-евреям необходимо выработать форму взаимного уважения, и терпимости друг к другу, по принципу, не разрушая краеугольный Камень еврейского народа жить и давать жить другому. Это легко сказать, но тяжело достигнуть. Тема для другой статьи.

Др. Зеэв Ицхар