Я там был. Мнение и эмоциональная оценка.
Я не буду давать политологическую оценку. Хватает без меня. На демонстрации защищали реформы, выступали общественные деятели, министры, даже лауреат нобелевской премии профессор Ауерман. Все, как ожидалось…
НО ГЛАВНЫМ БЫЛО ДРУГОЕ: Лейтмотив большинства плакатов, лозунгов и выступлений был: НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ЕВРЕЙСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЕ ИЗРАИЛЯ, КАК ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. Как сказал один из выступавших: «Израиль должен оставаться таким, как записано в Декларации Независимости: еврейским государством, а не государством в котором живут евреи».
При этом „хилоним“ и „датиим“ должны научится жить вместе, респектируя друг друга. С этого начался митинг и этим закончился.
Большинство (но не все) были людьми религиозными, но из тех, кто работают, платят налоги, и служат в армии. Подавляющее большинство-молодеж. „Харедим“ (кроме очень немногих) на демонстрацию не вышли. Хотя „их“ раввины могли бы мановением руки вывести на улицы несколько сот тысяч человек. Этим, возможно предвидя очередные внеочередные выборы, лидеры „харедим“ продемонстрировали свое отношение к еврейскому народу и государству.
Поразительной была атмосфера братства собравшихся. Кульминацией было, когда после молитвы, все присутствующие, по древнему обычаю, возложили руки на головы друг друга для древнего благословения.
Мне эмоционально это напомнило годы моей юности в Ленинграде в 60-е годы прошлого столетия. В атмосфере тотального культурного геноцида, когда само слово еврей воспринималось, как оскорбление, евреи, полностью оторванные от своих корней, собирались раз в году на праздник „Симхат-Тора“ (эта дата передавалась из уст в уста) во дворе синагоги. Это было не безопасно. Было известно, что КГБ фотографирует и идентифицируют участников. Могли, например, студента уволить из института, или лишить работы инженера. Но, несмотря на это, евреи собирались, пели, танцевали и их охватывало, вопреки всему, великое чувство единения: „ Жив народ Израиля. Несмотря ни на что, жив!“. И так до поздней ночи под громкоговорители милицейских грузовиков: „ Граждане евреи расходитесь. Вы мешаете людям спать“. Евреи расходились по коммунальным квартирам, растворялись в безликом советском обществе и собирались снова через год во дворе старой синагоги.
Конечно, сейчас другие времена. Мы живем в собственном национальном государстве. Выросли поколения не знавшие галута.
Но дилемма осталась прежней: или пойти по пути национальной самоликвидации, то есть пойти по европейскому пути трансформации национального государства в „мульти“ общество, или сохранить национальный характер государства.
Правые, за исключением лидеров „харедим“, призывают к общественному компромиссу и респекту. От „левых“ я этого не слышал и они мне все более напоминают „коммунистов“ рвущихся к власти. Чем это окончилось в других странах мы знаем. Разумеется, мне могут возразить, что все это игра „правых“, а на самом деле… Возразить на это сложно. Ответ может дать только История. А она дама очень капризная.
Но „условно левые“ должны понять, что „ условно правые“ не сдадутся. На их стороне тысячелетия.
Наш „Титаник“ приближается к „айсбергу“ Конституционного кризиса, а возможно и к войне. На политиках лежит личная историческая ответственность. Я надеюсь, что хоть часть из них это понимают.
Лично я, хочу видеть Израиль еврейским национальным государством, верным принципам сионизма, то есть репатриации и права на Страну Израиля, респектирующим права всех национально-религиозных групп и меньшинств, страну, где тесно переплетены современность, религия и традиция. Это тяжело достигнуть, но в такой Израиль я репатриировался в 1971 году и хочу, чтобы он таким оставался.
Др. Зеэв Ицхар