(Размышления навеяны происходящим в стране и в диаспоре)
„Национальное сознание есть сознание единства исторической судьбы.“ Николай Бердяев (русский философ)
Происходящее в стране, если подняться над „страстями“ и политиканством снова во всей остроте поставило вопрос о еврейском национальном сознании.
На протяжении боле чем 3 тысячелетней истории еврейское национальное сознание сложилось, как неразрывный комплекс национально-религиозного единства. Тот, кто уходил в другую веру назывался и называется по сей день „мешумад“, то есть человек, уничтоживший себя как еврей. Его оплакивали, как покойного.
Еврейский народ пережил четыре кризиса национального сознания. Первый кризис был вызван разрушением первого Иерусалимского Храма 2600 лет назад. Второй кризис был вызван разрушением второго Иерусалимского храма в 70 году нашей эры с последующим разрушением государства, изгнанием и рассеянием.
Оба исторических катаклизма вызвали религиозный кризис, так как были расценены народом, как потеря Божественного покровительства. Последнее вызвало раскол в Иудаизме и появление Христианства (секулярная интерпретация). Однако, усилиями духовных авторитетов единство народа, даже в условиях рассеяния, было восстановлено.
Четвертый кризис, начавшийся в западной Европе в конце XVIII века, а в восточной Европе на пол века позже, был вызван эмансипацией, который, в условиях отсутствия собственной государственности, привел к растущей идентификации с народами, среди которых жили евреи диаспоры. Удар по этой тенденции нанесли два фактора: Сионистская идея, которая на пару поколений для многих светских евреев стала, можно сказать, заменой традиционного иудаизма, превратившись в форму светской национальной религии и холокост, показавший евреям, что уйти от своего народа, став немцами, французами т.д. „моисеева вероисповедания, “или советскими людьми мистически (не побоюсь этого слова) нереально.
В настоящее время еврейский народ неожиданно для всех, в том числе и самого себя, построил свое, пока еще (?) процветающее государство, выиграл (пока?) все войны и с упоением занялся, как в библейские времена, самоуничтожением, разделившись, как 2000 лет назад перед крушением второго Храма, на „цдиким“ (саддукеи), то есть светских евреев по представлениям тех времен и прушим (фарисеев), то есть ортодоксов, вступивших в непримиримую вражду между собой.
За 75 лет прошедшие после провозглашения государства Израиль в 1948 году, евреи быстро привыкли к новой реальности и, соответственно, сионистская идея стала постепенно угасать, найдя свой, возможно, последний оплот среди религиозных сионистов, духовных потомков „зелотов“ тех времен.
Одновременно с этим „резервуар“ евреев в мире стал исчезать, сохранившись только среди условно называемых „харедим,“ или как их любят называть в светских кругах-ультраортодоксов. Что касается светских евреев диаспоры, в наше время, как следствие открытости современного западного общества и связанной с этим еврейской ассимиляцией, от 70 до 80 % заключаемых евреями диаспоры браков — это смешанные браки. Внуки и правнуки этих евреев, естественно, очень далеки от национальной еврейской самоидентификации. Еврейство диаспоры тает, как айсберг в южных морях. Однако, поскольку Израиль себя еще не разрушил, в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств в диаспоре ,например война Россия-Украина, наша страна становится местом эмиграции внуков-правнуков, все еще по привычки называемой гордым словом репатриация. Все это ставит под угрозу также еврейский характер государства Израиль, во всяком случае, в его традиционном понимании. Впрочем, само понимание „еврейский характер государства“ отнюдь не одинаково среди саддукеев и фарисеев наших дней и ждет своего определения. Так Закон о Национальном Характере Государства был принят в Кнессете в 2018 году большинством всего в 6 голосов, в то время, как Закон о Возвращении был принят в 1950 году единогласно ( за исключением арабских парламентариев)
Таким образом, в наши дни наступил пятый кризис еврейского национального сознания и нашему поколению необходимо выработать принципиально новые критерии принадлежности к еврейскому народу на базе взаимного респекта и принципа „живи сам и давай жить другим“. Это куда сложнее, чем в прошлые времена, когда все народы мира жили в рамках своих религиозных общин. В наше время у еврейского народа много различных международных организаций и фондов, но они не пользуются большим моральным авторитетом среди еврейского народа. О существовании многих из них средний еврей часто даже не подозревает. Разрываемый противоречиями Израиль, к сожалению, в наши дни не может играть роль высшего национального авторитета. Наконец, многие не понимают почему христианин (реже мусульманин, буддист, агностик, или идеологический атеист) не может быть евреем с точки зрения национальной принадлежности. Короче говоря, полная сумятица в этом вопросе, осложненная светским по своему определению Законом о Возвращении. Закон о Возвращении, в не всякой связи с проблемой „внуков/правнуков“, создал реальность, в соответствии с которой в Израиль репатриировались два вида евреев: евреи по Галахе (то есть общепринятым в еврейском народе религиозным критериям) и евреи по Закону о Возвращении, ассоциирующие себя с другими народами и зачастую с другими религиями (в основном христианством), или просто атеисты.
Однако, порядок в это вопросе навести необходимо, иначе вместо сплочения народа и предотвращения его исчезновения вследствии ассимиляции, эффект будет прямо противоположным. Здесь необходимы коллективные усилия лучших умов еврейского народа. Разумеется, необходима широта взглядов, опирающихся на традиционные концепции в сочетании с принципиально новым подходом.
ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ? Здесь, разумеется, я высказываю исключительно личное мнение, прекрасно понимая недостаточность моего образования для данной темы, но и готовность к беспощадной критике. Постараюсь для четкости суммировать по пунктам мои размышления.:
1) Необходимо выработать принципиально НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ ЕДИНОГО ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА, соотносимую с Основными Законами государства Израиль.
2) Что должно входить в эту концепцию?
А) Знание еврейской истории и традиции в ее исторически сложившейся неразрывности, поскольку, если народ не знает своей истории и традиции у него нет ни настоящего, ни будущего.
(Это, кстати прекрасно осознавали евреи-ассимиляторы на заре советской власти, проведя вместе с другими коммунистами культурный геноцид своего народа. Результат известен: появились поколения „ абрамов, не знающих родства“.)
Б) Знание общенационального языка еврейского народа и государственного языка Израиля — иврит, по крайней мере, на его базисном уровне.
В)Знание гуманитарной культуры своего народа, представленной на всех основных европейских языках, а также на арабском языке.
Г) Общенациональное понимание того, что объединяющим центром многогранного и „многоплеменного“ еврейского народа является государство Израиль.
Д) Молодое поколение должно проникнуться не только гордостью принадлежности к еврейскому народу, но и осознать ВЫГОДУ от этого. А именно: необходимо разработать МЕЖДУНАРОДНУЮ СЕТЬ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Как образец, можно взять опыт „Ешива-Университет“ в Нью-Йорке. СОЦИАЛЬНЫЕ программы ПОМОЩИ и СОЛИДАРНОСТИ от „мала до велика“. Здесь необходим тысячелетний социальный опыт взаимопомощи, сохранившийся в ортодоксальных общинах.
ТО ЕСТЬ МЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ТЕМИ, КЕМ НАС ПРЕДСТАВЛЯЮТ АНТИСЕМИТЫ, ТОЛЬКО ЗАМЕНИВ МИНУС НА ПЛЮС, А ИМЕННО ЕДИНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ; ПОДДЕРЖИВАЮЩИМ ДРУГ ДРУГА И ДРУГИЕ НАРОДЫ МИРА В КООПЕРАЦИИ С НИМИ, НО ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ВМЕШИВАЯСЬ В ИХ ВНУТРЕННЮЮ ПОЛИТИКУ. (К добру это не приводит. „ Революции делают Троцкие, расплачиваются Бронштейны“ из письма главного раввина Москвы Мазе Троцкому)
3)ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ:
Поскольку у еврейского народа в Израиле и Диаспоре, нет единого идеологического центра и иудаизм не предполагает единого авторитета, необходимо создание в Израиле постоянно действующего ОБЩЕЕВРЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА, представляющего ДИАСПОРУ „КНЕСССЕТ ДИАСПОРЫ“, в котором были бы представлены все еврейские общины мира, все религиозные и общественные направления иудаизма. Разумеется, Кнессет-Диаспоры не должен иметь права вмешательства в политическую жизнь в Израиле.
На этом широком форуме можно было бы КОНЦЕПТУАЛЬНО РЕШАТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ еврейского народа, в том числе о ПРИНАДЛЕЖНОСТИ к ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ, а также создать ЦЕНТР РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ по всему миру. Причем еврейские школы и университеты должны стать не только центрами сохранения и развития еврейского самосознания, но образцом и центром подготовки высокопрофессиональных специалистов. При этом, наши образцовые школы и университеты должны быть открыты для представителей всех народов.
Здесь можно было бы воспользоваться опытом движения Хабад, которое будучи на грани исчезновения после холокоста, сумело создать очаги традиционной еврейской жизни и, подчеркиваю, взаимопомощи, во всем мире. Постепенно, эти поначалу небольшие очаги традиционной еврейской жизни, стали самодостаточным явлением вызывая восторг одних и злобу других.
Кроме того, КНЕССЕТ ДИАСПОРЫ должен стать центром развития СОЦИАЛЬНОЙ ВЗАИПОМОМОЩИ.
Разумеется, подобная инициатива и тем более осуществление подобного грандиозного проекта должно исходить от авторитетных представителей еврейского истеблишмента диаспоры.
Я лишь высказываю свои, наверняка, спорные мысли, как базу для дискуссии.