Автор: Др. ЗЕЭВ ИЦХАР
01.07.2025
Как следствие отсутствия Конституции и Конституционного Суда, реформ бывшего председателя Верховного Суда Аарона Барака, попытки контрреформ министра юстиции Ярива Левина, спорного закона о целесообразности, очевидную для одних, однако отрицаемую другими политизированность юридической системы, все это в совокупности вызвало глубокое недоверие большой части израильского общества к судебной системе в целом.
Вместе с тем, на фоне постоянной внутриполитической нестабильности многогранного израильского общества, именно судебная система призвана быть высшим арбитром справедливости. Однако, именно эта наиважнейшая функция поставлена под сомнение. Еврейский народ на протяжении почти двух тысячелетий был лишен политической традиции. Поэтому в поисках решения мы должны обращаться к политическому опыту других народов. Например, к политическому опыту Российской Империи.
Император Александр II после знаменитого указа, покончившего с крепостным правом (1861), провел в России Судебную Реформу, введя Институт Присяжных Заседателей (1864).
Институт Присяжных представляет собой форму судопроизводства, при котором решение о виновности, или невиновности, а также законности того или иного политического акта, принимается не профессиональным судьей, а коллегией присяжных заседателей. Присяжные заседатели, отобранные из числа граждан, решают вопросы ФАКТА, то есть было ли совершено преступление, виновен ли подсудимый, правомочен тот, или иной спорный административный акт. На основании решения присяжных судья, основываясь на существующем законодательстве, выносит решение. Институт присяжных является частью судебной системы и играет важную роль в обеспечении справедливости, объективности, и доверия общества к судебной системе. Эта система привела к появлению плеяды знаменитых адвокатов, чьими речами зачитывалась интеллигенция и чьи изречения дошли до наших дней. Решения Коллегии Присяжных часто противоречили всей консервативной системе Империи. Классический пример, близкий нашей еврейской исторической памяти, оправдание Бейлиса на последнем в Российской Империи „кровавом навете“ (Киев 1913 год). Оправдание, на фоне однозначного давления властей, церкви и антисемитской пропаганды. Причем, это необходимо подчеркнуть, среди присяжных не было ни одного еврея.
В настоящее время институт присяжных, в той, или иной форме существует в U.S.A., Англии, Франции, Германии.
Как известно, идеальных систем не существует. Недостатками считаются: возможная предвзятость присяжных, особенно под влиянием талантливого адвоката, сложность в понимании юридической терминологии, возможная некомпетентность присяжных в вопросах права, а также проблемы с обеспечением конфиденциальности. Однако главный недостаток по мнению большинства экспертов заключается в том, что прокуроры не желают терять право на вынесение окончательного приговора. Недаром одним из первых декретов советской власти был ликвидация Института Присяжных.
По мнению сторонников института присяжных: карательная функция Закона не должна ставится над функцией справедливости. Человек, оказавшийся на скамье подсудимых, является частью общества, также как каждый из присяжных. В итоге, присяжные выносят вердикт общества над членом общества, поскольку каждый из присяжных голосует в силу своего представления о законности и справедливости. Роль судьи разъяснять присяжным Законы. Карательная функция Закона не должна ставится над функцией справедливости. Именно этому принципу отвечает институт присяжных.
Решающим является справедливое представительство присяжных, репрезентирующих различные общественные слои. Это решается отдельно в каждом обществе зависимо от его структуры.
Мы в Израиле не должны слепо следовать примерам других народов, но, несомненно, должны осмыслить их опыт применительно к особенностям нашей страны.
Я не юрист и естественно ни на что не претендую, тем более на ускользающую „истину“.
Однако, в отличие от большинства блогеров, я не только высвечиваю проблему, но и пытаюсь осмыслить причины и пути решения. Остальное на суд читателя.
Dr. ZEEV IZHAR – беседы на русском языке из Израиля.
Соучредитель израильского Форума за социальную солидарность.
