06.04.2025
У нас в Израиле произошло полное смешение и непонимание политических понятий „правый“ и „левый“.
Если отбросить историческое происхождение терминов, берущих начало в распределении мест в парламенте в начальный период Великой Французской Революции, современное понятие „ПРАВЫЙ“ соответственно Википедии означает консервативное и охранительное направление в идеологии и политической практике. Разумеется, это очень широкий спектр от „ультра“ до „умеренных“.
Противоположностью „правых“ являются „левые“. Соответственно Википедии, „ЛЕВЫЕ“ это традиционное направление многих политических направлений и идеологий, целью которых является социальное равенство, справедливость и создание равных возможностей для всех социальных слоев общества. Разумеется, как и в случае „правых“, это так же широкий спектр от „ультра“ до „умеренных“.
Не нужно путать с понятием ЛИБЕРАЛИЗМ. Современное понятие либерализма, появилось в Европе в XVIII столетии, как протест против деспотизма абсолютных монархий и включало в себя право на личную свободу, собственность, гарантии гражданских и политических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом, установление рыночной экономики, обеспечение ответственности правительства перед законом и прозрачности государственной власти.
И уж точно не нужно путать с понятием Демократия — в переводе с греческого „власть народа“ Википедии, демократия означает вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия), либо через своих представителей (представительная демократия).
Если с либерализмом у нас в Израиле, слава Богу, за исключением диктата „ультра религиозных“ (не маловажный фактор!) все более или менее в порядке (пример тому: я могу, сидя в собственном доме ничего и никого не опасаясь, писать эти строки), то с демократией, на мой взгляд, все очень и очень плохо. Если конечно не считать демократией политический и общественный хаос, возведенный в норму.
Судите сами. Разве можно называть „властью народа“ положение, при котором гражданин раз в несколько лет выбирает того, или иного партийного „монарха“, даже не на основании партийных программ, которых почти никто не читает, а на основании личного доверия, или симпатии. После парламентских выборов партийный „монарх“, уже не оглядываясь на давшему ему мандат избирателя, заключает удобные для него коалиционные соглашения и назначает своей „монаршей волей“ „народных избранников“. Избранников, которые большей частью избирателю не знакомы, которые не несут личной ответственности перед избирателем и которых избиратель не может отозвать. Я называю эту систему ПСЕДОДЕМОКРАТИЕЙ. Основной причиной сложившейся ситуации, когда для поддержания правящей коалиции необходим кабинет в 40 министров (мировой рекорд !), является устаревшая и ставшая порочной Государственная Система, срочно требующая изменений, имеющих цель создание механизма эффективного правления, не противоречащего понятиям демократии, как власти народа и либерализма. Полагая, что уважающий себя блогер должен не только вскрывать недостатки, но и предлагать пути их преодоления, я вместе с моим коллегой выработали предложение перестройки израильской государственной системы, который направили в начале сентября 2024 года Президенту Израиля, с пожеланием созвать под его высоким покровительством Форум юристов, политических и общественных деятелей для обсуждения острейшего государственного вопроса: Перестройка Государственной Системы. Разумеется, мы рассматривали наш проект только как один из предложений для дискуссии. Для интересующихся наш проект можно найти на моем сайте. Ответ, который мы получили, сводился к тому, что Президент занят, но с нами свяжутся. Сейчас, когда я пишу эти строки, уже начало апреля 2025 года…
Однако, вернемся к понятиям „левый“ и „правый“ в нашем израильском понимании.
Основоположники государства Израиль было выходцами из Российской Империи, принесшими в строящуюся страну социалистические понятия в сфере экономики и социальной справедливости. Ко второй половине XX века социалистическая экономика в Израиле, как и в других странах, показала свою нерентабельность, что потребовало возвращения к рыночной экономике. Экономическая перестройка в Израиле была болезненным процессом, при котором инфляция на своем пике достигла 400%. В конечном, победил компромисс между рыночной экономикой и социальной справедливостью. Разумеется, компромисс отнюдь не идеальный, требующий, как и любой живой процесс, множество совершенствований, но все же, по-крупному, приемлем для большинства народа.
Можно с уверенностью сказать, что в наши дни основное отличие между понятиями „правый“ и „левый“ в государства Израиль лежит не в области экономики, а в области политики. Точнее, в подходе к двум основным проблемам израильского общества: арабо – израильскому конфликту и отношению к вопросу религия и государство.
Левый подход, достигший пика популярности во времена Соглашений Осло 30 лет назад, исходит из предположения, что арабы Палестины в случае готовности еврейского населения к территориальному компромиссу и созданию на территории исторической Палестины, наряду с де-факто уже сто лет существующему арабскому палестинскому государству на восточном берегу Иордана (королевство Иордания) еще одного арабского палестинского государства на западном берегу Иордана, в Восточном Иерусалиме и секторе Газа, послужит основой для окончания столетнего противостояния между арабами и евреями. Существует широкой спектр мнений по вопросу о допустимых границах предполагаемого компромисса, но это не отменяет общий принцип, известный под формулой „два государства для двух народов “
Что касается вопроса религии и государства „левый“ подход стоит на либеральной позиции не вмешательства религии в личную жизнь гражданина.
„Правый“ подход исходит из понимания, что арабы принципиально, исходя из тесно переплетенных между собой национальным и религиозным соображениям, не готовы акцептировать еврейское государство в сердце мусульманского мира, также как столетия назад не были готовы акцептировать королевство Крестоносцев. Временные компромиссы с „неверными“ по примеру Пророка Мухаммеда возможны, однако только временные. При этом евреи не должны забывать, что Израиль заключает мирные договора не с народами, а с властителями. Поэтому, по выражению основоположника правого политического сионизма Зеэва Жаботинского, евреи должны отгородится от арабо — мусульманского мира „железной стеной“. Здесь также существует широкой спектр подходов, однако только на тактическом уровне.
Относительно религии и государства „правый“ подход стоит позиции понимания, что религиозная традиция являлась и является скрепляющим стержнем, сохранившим в веках и сохраняющий по сей день еврейский народ. В рамках этого понимания также возможен широкий диапазон от самых консервативных до либеральных взглядов.
Таким образом, понятия „правый“ и „левый“ в Израиле не идентичны европейским и американским, поскольку подчинены другим историческим реалиям, и имеют свои национальные особенности. Однако, несмотря на размытость, понятия все же имеют очерченные границы, что дает легитимную возможность использованию этих терминов.
Я затрудняюсь отнести к „левым“, или „правым“ еврейских ультраортодоксов, в основном последователи Гурских и атмарских хасидских дворов и, так называемых, „литваков“. Реально, все вместе это большая религиозная секта, позиционирующая себя, как единственно настоящих евреев, поставивших себя де-факто вне государства Израиль, выше его законов, не желающих служить в армии, и даже работать на альтернативной службе. Практически секта дистанцировала себя от остального еврейского народа в Израиле, причем во время судьбоносной войны. Это представляется мне настолько греховным, что я называю этих сектантов „ортодоксальными безбожниками“. С социальной точки зрения „ортодоксальные безбожники“- социалисты, хотя сомнительно, что даже их лидеры что — либо знают о теории и практике социализма. Однако, веками устоявшиеся традиции внутриобщинной взаимопомощи по своей эффективности могут дать пример любому социалистическому сообществу. При этом, объединившись в политические партии „Еврейство Торы“ и „Флаг Торы“ они всегда поддерживают любую коалицию, неважно „правую“, или „левую“ по любому вопросу, лишь бы получить деньги на нужды своей общины, причем за счет других евреев, которые работают, служат в армии и платят налоги. Практически, еврейские „ультраортодоксальные безбожники“ занимаются политическим шантажом, используя слабость нашей Государственной Системы.
То же самое я могу сказать и об арабских партиях. Арабскому и мусульманскому менталитету и традициям социализм чужд. Сам Пророк был купцом. Однако арабские партии в Израиле всегда поддержат самую „левую“ политическую доктрину, так как по их представлениям любые еврейские уступки по формуле „территории взамен на мир“ приближает их мечту об исчезновении еврейского государства.
Dr.ZEEV IZHAR — беседы на русском языке из Израиля.
Соучредитель израильского Форума „За гражданскую солидарность“.