12.01.2025
Речь не идет о споре с антиизраильскими и антисионистскими утверждениями Максима Шевченко. Его представления укоренились в России (и не только в ней) еще с советских времен. С квалифицированной аргументацией выступали такие опытные полемисты, как бывший руководитель „Натив“ Яков Кедми и раввин Михаэль Финкель. Мне нечего прибавить к их высказываниям. Поэтому ограничусь своим жизненным опытом и вытекающими из него суждениями.
Я петербуржец в четвертом поколении, поскольку, как потомкам кантонистов, нашей семье в отличие от большинства евреев Российской империи, разрешалось жить в столице. Мои предки сражались за честь русского, а затем советского оружия во всех войнах от последней русско — турецкой войны (1877- 1878) до победы над фашистской Германией. Семья была глубоко ассимилирована в русской культуре и полностью ощущала себя частью русского народа. До 5-6 лет я не знал, что я еврей. Мое детство пришлось на антисемитские послевоенные годы в классическом ленинградском дворе — колодце, где мои сверстники очень популярно объяснили мне, что я „презренный еврей“ (А.С.Пушкин „Черная шаль“). Само слово еврей приравнивалось в те времена к оскорблению. У еврейского мальчика из ассимилированной семьи в этой ситуации есть две возможности: затаить злобу и доказывать с детства, а потом всю жизнь, что он более русский, чем его этнически „чистые“ сверстники, или начать искать свои корни и позиционировать себя как еврей. Иными словами: принимайте меня таким, какой я есть. Я выбрал второй путь и как только появилась возможность (мне дали неделю на сборы) летом 1971 года я репатриировался (именно репатриировался, а не иммигрировал) в Израиль. Должен отметить, что после принятия этого принципиального решения быть самим собой мои отношения с русским народом, начиная с ленинградского двора и на всю дальнейшую жизнь нормализовались. Видимо потому, что нет ничего более разрушительного для характера человека, особенно ребенка, чем внутренняя раздвоенность. Однако, найти свои национальные корни молодому еврею в Советском Союзе было не просто, поскольку проводилась политика насильственной культурной ассимиляции. Не было никакой возможности приобрести даже элементарные знания по еврейской истории, традиции и культуре. Парадоксальным образом этот пробел национального образования замещала антиизраильская, антисионистская, граничащая с вульгарным антисемитизмом литература и чудом пропущенные советской цензурой романы Лиона Фейхтвангера и страстный монолог французского сиониста в романе Эльзы Триоле. „Незваные гости“. Только в Израиле постепенно мой интеллектуальный багаж обогатился знанием и пониманием еврейской истории, религии и традиции.
Таким образом, я впитал в себя понимание ментальности, как русского, так и еврейского народов. Исходя из этого, я позволю себе указать, на допускаемые Вами ошибки:
ПЕРВАЯ: СИОНИЗМ ПОРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА. Сионистское движение и стремление еврейского народа вернуть себе утраченную Историческую Родину не является результатом заговора „империалистических кругов“. Более того, это произошло вопреки воле этих самых „кругов“, поскольку больше всего „империалистические круги“ были заинтересованы в арабской нефти, а не в обделенной природными богатствами Палестине, которая не представляла интереса даже для соседних с Пелестиной арабских монархов. „ У ног Ерусалима Богом сожжена безглагольна, недвижима мертвая страна“ (М.Ю. Лермонтов). Все арабское население исторической Палестины, которая включала в себя территории современного Израиля, Палестинской Автономии и Иордании в середине XIX века составляло не более 300 тысяч человек. Парадоксальным образом на территории древнего израильского царства за почти 2000 лет изгнания Римской Империей еврейского народа из своей страны, не было создано ни одного самостоятельного государства, не появилось оригинальной традиции, новой религии, или языка. Провозвестники и пионеры сионизма с полным правом могли говорить „Страна без народа народу без страны“.
С другой стороны, еврейский народ сохранился в веках благодаря единой религии и традиции, спаявшей рассеянный народ, поскольку еврейская религия – иудаизм не просто древнейший монотеизм, но сугубо национальная религия.
Два раза в день во время утренней и вечерней молитвы евреи во всем мире на протяжении почти двух тысяч лет повторяли слова: „Всевышний протруби в большой шофар (молитвенный горн З.И), возвещая о свободе нашей и подними знамя, под которым соберется народ наш, рассеянный по свету. Собери нас всех вместе с четырех сторон света в нашей земле. В Иерусалим возврати нас и отстрой Иерусалим в скором времени в наши дни. Благословен Господь, собирающий разбросанный по свету народ свой Израиль“.
Эти слова на протяжении веков врезались в коллективное сознание еврейского народа. Евреи создавали богатые и влиятельные общины от средневековой Испании до Америки наших дней, но нигде не претендовали на государственность, поскольку осознавали свое законное историческое право только на маленький, бесплодный клочок земли, почему-то названный „текущим молоком и медом“. Когда в начале XX века Британия, исходя из своих колониальных интересов, предложила молодому сионистскому движению Уганду, для создания на ее территории еврейского государства, это предложение было отвергнуто, поскольку в коллективном сознании еврейского народа только историческая Страна Израиля, она же Палестина, отвечает законным правам еврейского народа на свою государственность. Сионизм, как политическое движение, стал практическим воплощением вековых чаяний еврейского народа. Локомотивом этого движения стали ассимилированные в европейской культуре евреи, которые поняли, как и я в моем ленинградском детстве, что „своими“ им никогда не стать. Таким образом, связывать „империалистические заговоры“ с сионистским движениям не имеет под собой никакой исторической почвы. Правильнее было бы сказать, что сионистское движение, а затем государство Израиль, возникли вопреки „империалистическим интересам“
ВТОРАЯ: ЕВРЕИ-СИОНИСТЫ УЗУРПИРОВАЛИ ПАЛЕСТИНУ У АРАБОВ. Палестинское, чисто арабское государство, было создано 103 года (1922) назад, когда в восточной части исторической Палестины под покровительством колониальных властей Британии был создан эмират (в последствии королевство) Иордания, где по сей день более 80% составляют палестинские арабы. Остальное население, это бедуинские племена и черкесы, бежавшие на Ближний Восток от российского колониализма, после подавления восстания Шамиля. На территории Иордании евреям было запрещено селится. Свободная еврейская иммиграция в оставшуюся под британской властью территорию западной Палестины под давлением арабов постепенно ограничивалась, а с 1939 года, то есть в самые роковые для европейского еврейства годы была лимитирована 10.000 человек в год. Таким образом, кровь европейского еврейства во время второй мировой войны во многом на руках „британского империализма“, закрывшего для евреев спасительные берега Палестины. Палестинское государство Иордания включало в себя до 1967 года также территории западного берега Иордана, перешедшие под контроль Израиля после поражения арабских армий в шестидневной войне. Эта война была спровоцирована СССР. Ее целью было уничтожение еврейского государства, возникшего соответственно решению UN только на 17% территории исторической Палестины. История неоднократно предоставляла арабам Палестины возможность полной национальной независимости, но они постоянно провоцировали террор и войны. Причина в том, что палестинским арабам не нужна часть Палестины. Им нужна вся Палестина от „реки до моря“. Еврейскому государству, не важно в каких границах, в этой схеме места нет. Классическим примером является текущая война. К октябрю 2023 года на территории Газы уже 18 лет не было ни одного израильского солдата и ни одного еврейского поселения. Арабы Газы, получавшие миллиарды экономической помощи, могли построить там второй Сингапур. Но они выбрали террор и войну.
ТРЕТЬЯ: АПАРТЕИД ПАЛЕСТИНСКИХ АРАБОВ. В Израиле нет ничего приближающегося к определению апартеида в соответствии с римской конвенцией 1998 года. 21% граждан государства Израиль — палестинские арабы. Они не только имеют право голоса, но и имеют свои национальные политические партии, представляющие их интересы в парламенте. Например, в правительстве Беннета — Лапида (2021-2022) арабская исламистская(!) политическая партия РАААМ (арабской список) входила в правящую коалицию.
ЧЕРТВЕРТАЯ: ГЕНОЦИД ПАЛЕСТИНСКИХ АРАБОВ. Соответственно определению UN, геноцид определяется, как действие совершенное с намерением уничтожить полностью, или частично какую-либо национальную, этническую, расовую, или религиозную группу.
Приблизительная оценка суммарного количества палестинских арабов, проживающих на территориях государства Израиль, Палестинской Автономии и сектора Газа составляет 6,5 миллиона человек. Соответственно статистики UN количество жертв со смертельным исходом среди палестинских арабов в период с 2000 года до начала текущей войны (7.10.23) составило 6.680 человек, то есть 0.1%. При этом надо иметь в виду, что палестинская статистика и статистика UN не разделяет жертв среди боевиков и гражданским населением. Окончательной статистики жертв текущей войны еще естественно нет.
Разумеется, каждая смерть это трагедия. Однако, говорить о геноциде палестинского народа при 0,1% жертв перманентного „сопротивления сионистской оккупации“ за период жизни почти одного поколения (2000-2023) абсурдно.
Во время первой арабо — израильской войны (1948-1949) Израиль потерял 10% еврейского населения. Палестинские арабы 0,12%. Число перемещенных лиц и беженцев среди палестинских арабов составило от 650 000 до 750,000 человек. Одновременно Израиль принял около 800.000 беженцев евреев из арабских стран, ставших жертвами погромов и преследований, вспыхнувших в арабском мире после провозглашения еврейского государства в мае 1948 года. Их почему — то беженцами UN не признает.
Для сравнения, во время двух чеченских войн потери чеченского населения составили по разным оценкам от 5 до 10% населения мятежной республики.
ПЯТАЯ: ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЗРАИЛЬСКОЙ АРМИИ. Согласно Википедии к военным преступлениям относятся: убийства, истязания, увод в рабство военнопленных и гражданских лиц, захват и убийство заложников, сексуальные преступления.
Здесь, казалось бы, все ясно: кто нападал, кто убивал, кто истязал, кто похищал, кто насиловал. Как оказалось, не всем…
ШЕСТАЯ: ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУСУЛЬМАНАМИ И ХРИСТИАНАМИ.
С точки зрения фундаменталистского ислама и евреи и христиане, к сожалению, одинаково презренные „зимми“, то есть религиозные меньшинства, которые должны жить под покровительством мусульман и и обязаны платить специальный налог (джизью) в обмен на защиту и право исповедовать свою религию. Это является главной причиной неприемлемости еврейского государства в сердце мусульманского мира. „Неверные“ с религиозной точки зрения не могут властвовать над землей, которая уже принадлежала исламу. Не случайно, по ассоциации, мусульмане называют Израиль новым Королевством Крестоносцев, с которым они воевали двести лет (1099-1291)
Для того, чтобы оценить общую тенденцию отношения мусульман к христианам обратимся к статистике: В начале XX века в Турции христиане составляли 20% населения. В начале ХХI века только 1%. При создании Палестинской Автономии на западном берегу реки Иордан в 1994 году христиане составляли 2% населения, а в святом для всего христианского мира городе Вифлееме (на иврите Бейтлехем) 20%. Сегодня доля христиан в Палестинской Автономии снизилась до 1%, а в Вифлееме до 10%.( Spzh). Иными словами, после подписания Соглашений Осло и передачи Израилем административной власти Палестинской Автономии в 1994 году всего за одно поколение доля христианского населения упала на 50%.
В Ливане на момент создания государства (1943) доля христиан составляла около 50% населения. Сегодня их доля снизилась до 33,7% (HSE St. Petersburg)
В Иордании на момент получения полной независимости в 1946 году христиане составляли около 30% населения. Сегодня их доля снизилась приблизительно до 6%. (About Jordan).
И только в Израиле доля христиан среди арабского населения практически осталась неизменной: 7% в 1948 году, 6.9% в 2024 году.
Таким образом, на Ближнем Востоке, хотя многим это возможно не приятно осознавать, христиане практически находятся под защитой еврейского оружия.
Впрочем, чтобы понять практическое отношение мусульман к „неверным“ христианам россиянину достаточно поговорить с ветеранами российской армии, воевавшими в Афганистане и Чечне.
СЕДЬМАЯ: ЕВРЕЙСКИЙ КОЛОНИАЛИЗМ И ЗАХВАТ ТЕРРИТОРИЙ. Евреи не колонизаторы, а законные хозяева своей древней Родины. В любом случае, имеющие куда больше исторических прав, чем колониалисты многих империй, в том числе и Российской, захватившей Сибирь, мусульманские страны Средней Азии и Кавказа. Маленький Израиль имеют не меньше прав на защиту своей безопасности, чем бескрайняя Российская Федерация.
В октябре 2023 год Израиль подвергся агрессии со стороны террористической организации Хамас из сектора Газа и террористической организации Хезболла со стороны Ливана, что вызвало разруху и десятки тысяч беженцев на юге и севере страны. Это повлекло захват небольших буферных зон безопасности в Ливане и Сирии, а также ввод израильских войск в сектор Газа. Можно ли это сравнить с более чем 125 тысячами квадратных километров, контролируемых Российской Армией в Украине (20% территории страны)?
ВОСЬМАЯ: ЕВРЕЕВ УПРЕКАЮТ В ВЫСОКОМЕРИИ. Не буду спорить, со стороны виднее. А разве Россия не высокомерна? Я очень хорошо помню российское высокомерие по отношению к другим народам, впитанное мною со школьных времен в Ленинграде.
В конце позволю себе пару общих замечаний.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБ АНТИСЕМИТИЗМЕ. (Я не люблю это термин, так как арабы тоже семиты. Правильнее, юдофобия. Но, поскольку термин — антисемитизм утвердился в народном сознании, буду пользоваться им).
Я не собираюсь писать о феномене антисемитизма. Это требует особой статьи. Ограничусь только кратким, личным мнением. Поскольку антисемитизм явление всеобщее, причина антисемитизма лежит не в других народах, а в евреях. Евреи не хуже, и не лучше других (Сужу прежде всего по себе своим детям, внуках, друзьям и знакомым).
Полагаю, что в основе феномена антисемитизма лежит поколениями аккумулированное отторжение, имеющее в своей основе прежде всего религиозный фактор (Христа распяли, пророка Мухаммеда отвергли) в сочетании с конкурентноспособностью упорно нежелающего исчезнуть народа. Во всяком случае, вне христианского и мусульманского мира антисемитизма нет. Антисемитизму свойственна волнообразность, как при хронической болезни, то утихающей, то воскресающей с новой силой при неблагоприятных, провоцирующих обстоятельствах. Свежий пример – текущая война.
Практическим проявлением антисемитизма является непропорциональная реакция на реальные, или мнимые „преступления“ евреев, как коллектива, или отдельных лиц.
Чтобы не быть голословным приведу некоторые статистические данные:
Соответственно информации Британского Международного Института Стратегических Исследований (IISS) в мире в 2023 году произошло 183 региональных конфликта.
За период после второй мировой войны до конца 2023 года в мире было зарегистрировано 114 миллионов беженцев. „Рекордсменами“ в 2023 году стали: Судан (8,5 миллиона человек), Сирия (93 3 000), Афганистан — после бегства американских войск (172.000), Конго (158.000). Интересно отметить, что беженцев из сектора Газа не зарегистрировано вообще (!). Это, разумеется, не связано с хорошей жизнью в разрушенном войной городе, а нежеланием ни одной, даже арабской страны, предоставить убежище беженцам из Газы. Даже непосредственно граничащий с Газой Египет сделал все от него возможное, чтобы Хамас продолжал получать все необходимое ему вооружение, но про этом отделился 14 — километровой стеной из стали и бетона от мирных(?) жителей Газы.
Таким образом, если принять на веру все приписываемые Израилю „преступления“ можно заметить некоторую, скажем осторожно, несоразмерность.
Поскольку государство Израиль, по мнению многих, превратилось, как бы в „коллективного еврея“, я определяю этот феномен, как практическое проявление антисемитизма.
Можно предположить, что если бы у палестинских арабов было бы противостояние не с евреями, а каким-либо другим народом, внимание международной общественности к конфликту было бы не больше, чем к обделённому своим государством 40 — миллионному курдскому народу.
Dr. ZEEV IZHAR- беседы на русском языке из Израиля.
Соучредитель израильского „Форума за гражданскую солидарность“.