22.12.2024
(Для не евреев — ХАНУКА еврейский национальный, религиозный праздник, связанный с освобождением Иерусалима от сирийско — греческой оккупации. В этом году совпадает с католическим рождеством. Начинается вечером 25. 12.2024)
2188 лет назад евреи изгнали сирийских греков из Иерусалима и восстановили независимость.
Сирийские греки в те времена представляли собой европейскую цивилизацию, которой после Александра Македонского покорились народы Ближнего Востока. Разумеется, цивилизацию со всеми ее древними зверствами. Туземная аристократия и интеллигенция приняли культуру, язык и богов поработителей, изменили туземные имена на греческие, перешли на греческий язык, и создали своеобразную европеизированную культуру „нового Ближнего Востока“. Однако, упрямые евреи — консерваторы, возглавляемые семьей Хашмонаим, не хотели становиться европейцами, поклоняться идолам чужой цивилизации, потерять национальный облик и национальную религию. Выражаясь современным языком, были ортодоксами. Но в отличие от наших дней, они не были потомками забитых обитателей местечек черты оседлости, а хотели и умели воевать. Да кто бы и осмелился заявить Хашмонаим: „ Вы воюйте, а мы за вас будем молиться“? Хашмонаим не церемонились.
Еврейский народ, как и в наши времена, единым никогда не был. Консерваторам — ортодоксам тех дней противостояли „ прогрессисты“, которые страстно хотели стать европейцами, подражали всему греческому, включая культ обнаженного тела и нетрадиционных сексуальных отношений. Ортодоксы называли прогрессистов терминами, дошедшими до наших дней. На иврите „митьявним“, то есть огречившиеся, а на идиш сохранился термин „Апикойрес“, то есть поклонник философии Эпикура. Разумеется, словами в те времена споры между евреями не ограничивались. Было пролито много крови и еврейской, и греческой.
Результат исторического марафона известен:
Вожди ортодоксов — прославленные братья Хашмонаим, став царями весьма быстро „огречились“, сменив имена и нравы на греко-римские, а их потомки передрались между собой. Придворный иудаизм принимал все более реформированный характер. Все это кончилось национальной катастрофой всего через 237 лет после обретения независимости и завоеванием еврейского государства Римом. Евреи снова разделились на прогрессистов и консерваторов и передрались между собой. Поскольку ни у одной из групп не было сильных харизматичных лидеров, а царь был римским ставленником и обладал только номинальной властью, результатом было спонтанное, не подготовленное восстание против Великого Рима. За ним последовали еще два восстания, менее известных, но не менее роковых. После чего еврейское государство перестало существовать, а народ рассеян. Прогрессисты исчезли, растворившись в греко-римской цивилизации. А консерваторы — ортодоксы, породив религиозных конкурентов христианство и ислам, замкнулись в себе, создав свой отдельный мир, тесно связанных между собой религиозных общин и ушли в историческую спячку почти на 1800 лет. За это немалое время, кроме теологических изысканий, евреи ничего имеющего общечеловеческое значение не создали. Кроме всеобщей к себе ненависти, порожденной христианством и исламом в сочетании с самоизоляцией и врожденной, всех раздражающей социальной активностью. Это явление принято называть антисемитизмом. (Правильнее, юдофобия, поскольку арабы тоже семиты). В конце XIX века бунтари из среды прогрессистов под гром проклятий ортодоксов восстали против отцов консерваторов и богохульно, не дожидаясь прихода Мессии, воссоздали еврейское государство. Их целью было стать, как все народы и тем самым избавится от тени еврейского народа (по выражению Альберта Эйнштейна) – антисемитизма. Однако, именно этого не произошло и Израиль в международном восприятии превратился в коллективного еврея.
Греки и римляне исчезли, растворившись среди победивших их варваров. Европа, Восток и покоренные ими евреи погрузились в глубокую историческую спячку, именуемую средневековьем. Однако, греко-римская цивилизация оставила после себя величайшие памятники культуры и тем самым положила основу современной западной цивилизации с ее невиданными техническими и гуманитарными достижениями.
Похоже, что в наши дни западная цивилизация переживает под напором мигрантов тот же постепенный крах, что и греко — римская цивилизация полторы тысячи лет назад под напором варваров.
Евреи, проснувшись после летаргического сна в гетто и местечках, отточив свои мозги над изучением священных книг, дали невиданный по отношению к численности народа вклад в западную цивилизацию, воссоздали из исторического небытия свое национальное государство и снова, как в древние времена, разделились, на прогрессистов, консерваторов, ортодоксов и даже ультраортодоксов. Разумеется, абсолютно точного повторения не бывает. Наиболее идеологически последовательными оказались прогрессисты: хотим быть, как европейцы и американцы. Доходит до самоненависти. Некоторые называют это явление — еврейским антисемитизмом. Консерваторы стали искать подход, сочетающий желание остаться евреями — традиционалистами с современной жизнью (консервативное и реформистское движение в иудаизме). Ортодоксы, пришедшие на смену своим светским предшественникам — пионерам сионистского движения, научились воевать и стали авангардом поселенческого движения и боевой армии Их потери в текущей войне несоизмеримы с их общим количеством. Но к высоким командным должностям их не очень допускают. В реальной политике искренняя приверженность к идеологии не приветствуется. В отличие от них ультра-ортодоксы замкнулись в любимом ими средневековье, пытаясь отгородить одетую в черные лапсердаки молодежь от контактов с окружающим миром. Опасаясь неподконтрольного влияния на молодые умы, лидеры ультраортодоксов стараются не допустить их призыва не только в армию, но и на альтернативную гражданскую службу. Оформившись в политические партии, ультраортодоксы держат в заложниках правительственную коалицию и этим реально противопоставили себя народу Израиля во время судьбоносной войны. На мой взгляд, грех несмываемый.
Хватит ли у современного еврейского народа взаимной толерантности и ума найти достойную золотую середину и построить национальное, цивилизованное общество, или мой народ снова пойдет по пути самоуничтожения, как прогрессисты, и ортодоксы былых времен, никто кроме Всевышнего знать не может.
Зажигая ханукальные свечи, мы должны понимать, что это не просто „праздник огней“, а праздник временной победы еврейской цивилизации над европейской.
В конечном, обе цивилизации, не найдя достойного симбиоза проиграли. Однако, евреи, в отличие от красивых древних греков и могущественных римлян, как народ, все еще живы. И даже сумели воскресить свою государственность, что является не меньшим чудом, чем воскрешение древней Эллады, или древнего Рима. Но какой ценой!
Мне не дано интерпретировать и тем более предвидеть волю Всевышнего. Я человек действия, поэтому из всех наших праздников я больше всего люблю ХАНУКА.
Почему? Потому что „Добились мы освобожденья своею собственной рукой!“ (Из гимна Интернационала 1902 год)
Др. Зеэв Ицхар
Соучредитель израильского Форума „За гражданскую солидарность“