Государство Израиль было задумано, создано и должно оставаться еврейским национальным государством.
На протяжении тысячелетий наша религия Иудаизм была не только монотеистической концепцией из которой отпочковались мировые религии: христианство и ислам, но и сугубо национальной религией, создавшей неразрывную связь между еврейским национальным самосознанием и страной Израиля.
Все основные положения сионизма были заложены в Танахе, Теилим, в наших молитвах, собранных в Сидур и во всех наших религиозных праздниках, которые иначе, как национальными назвать невозможно.
Еврейский народ не мыслим без иудаизма, точно также, как иудаизм не мыслим без еврейского народа. Евреи-атеисты не верящие ни „в Б-га и ни черта“, но воспитанные в лоне еврейской традиции, национально-религиозных праздников, семейной субботы оставались евреями по своему национальному духу.
Еврей переходящий в другую религию покидал свой народ и назывался на иврите мешумад, то есть человек уничтоживший себя.
Сионизм есть практическое выражение тысячелетних национальных и религиозных чаяний нашего народа. (Я оставляю в стороне не релевантную дискуссию о греховности сионизма взявшего на себя функции Мошияха).
Таким образом, отделение религии от государства в нашем конкретном случае невозможно, так, как этим разрушается основа основ.
Другой вопрос: в чем это должно выражаться в наши дни в современном еврейском государстве?
Если на протяжении тысячелетий человечество жило в рамках своих религиозных общин, то начиная с начала XIX века традиционный уклад в Европе (на востоке процесс затянулся), стал распадаться, что неизбежно привело к постоянно растущему числу смешанных браков. Этот процесс не мог обойти и еврейские общины диаспоры. Это выражалось сначала в Европе и Америке к переходу в христианство, а затем и к постоянно растущему числу смешанных браков. Естественно, дети от таких браков имея, так сказать, свободу выбора в большинстве примыкали к государственно образующему народу, а для их детей и внуков воспоминания о еврейском дедушке, или бабушке, если не скрывались, то были лишь экзотическим листиком на генеалогическом дереве.
Чем общество в котором жили евреи диаспоры было более открытым, тем быстрее шел процесс культурной, религиозной и этнической ассимиляции. Если в начале сионистского движения в конце XIX века количество смешанных браков в Европе& Америке был около 3%, то сейчас в тех же странах (а не только на территории стран б.СССР, как многие ошибочно полагают) уже составляет от 70% до 80%. И вряд ли самые красивые синагоги и деятельность подвижников иудаизма может этот естественный процесс остановить. В лучшем случае замедлить. Это не касается сектора харедим законсервировавшего себя от веяний внешнего мира. Но и здесь только Всевышний знает, насколько хватит векового упорства.
Но существует государство Израиль, который исторически обязан сохранить очень неоднородный еврейский народ, консолидировать его в единую современную нацию, способную противостоять историческим катаклизмам.
И так, мы имеем:
- Государство которое должно остаться Национальным Еврейским Государством.
- Основа такого государства: два неразрывно связанных между собой Конституционных Закона: Закон о Возвращении и Закон о Национальном Характере Государства.
- Широко трактуемый Закон о Возвращении вплоть до внуков, а некоторые хотят расширить и до правнуков, то есть для потенциальных мигрантов, имеющих к еврейскому народу весьма условное отношение.
- Изменение демографического состава еврейского народа в диаспоре. (70-80% смешанных браков)
Вопрос: что делать? Каков правильный путь?: Здесь нет и не может быть однозначного подхода. Я хочу высказать исключительно личное мнение, которое, надеюсь, достойно не только критики, но и дискуссии. - Я считаю недопустимым для Израиля отделение государства от религии. Впрочем, если говорить о религиозном диктате одной группы населения над другой отделение религии от государства даст только ограниченный эффект, так как религиозное население объединено в политические партии, без которых при существующей системе создание коалиционного правительства возможно только опираясь либо на еврейские, либо на мусульманские религиозные партии.
- Современное общество требует соблюдения принципа: „ Живи и давай жить другим“ и должно исключать любую форму религиозного диктата. Поэтому полагаю необходимым:
а) Равноправие всех направлений иудаизма: ортодоксального, консервативного и реформистского.
б) Необходимость существование в стране гражданских институтов бракосочетания, разводов, захоронений и т.п.
в) Развлекательные мероприятия по субботам: футбол, театры и пр. а также транспорт должны разрешаться или запрещаться исключительно на муниципальном уровне, то есть зависеть от воли местного населения.
Здесь я должен еще раз отметить, что любая религия имеет исключительно моральное значение Как показал международный исторический опыт, религиозное насилие приводит только к отторжению. - В чем должен выражаться еврейский характер государства:?
а) Выходные и праздничные дни по еврейскому календарю
б) Кашерная еда в государственных учреждениях, больницах и армии.
в) Сохранение религиозного института в армии.
г) Национальное воспитание по единой программе утвержденной для государственных школ министерством просвещения, в котором должно сочетаться изучение истории еврейского народа, его традиции, религии, истории сионизма и государства Израиль в правильной пропорции с изучением мировой истории
д) Возможность прохождения гиюра в армии, для тех не евреев, которые это пожелают. - Что делать с Законом о Возвращении: Отменить положение о внуках евреев, или не отменять?
Здесь мы должны отметить, что понятие еврей, строго говоря, не имеет под собой генетического значения. Любой прозелит принявший иудаизм является полноценным евреем. Прошедший гиюр прозелит (гер цедек) присоединяется этим актом к еврейскому народу и становится потенциальным гражданином государства Израиль, даже если он, скажем, китаец, или индус.
Но здесь, как показала жизнь, возможны злоупотребления. Поэтому необходимо выработать единую государственную программу гиюра, проводимую специально обученными и проверенными государственными раввинами. Если репатриант уже прошел гиюр в диаспоре, он должен по приезде в Израиль подтвердить “кошерность гиюра“, у государственного раввина и не зависеть от политических и личных факторов уважаемых раввинов.
Что произойдет, если мы „обрубим“ Закон о Возвращении на внуках.? Мы, тем самым, с одной стороны отсечем возможность многим общественно-полезным людям сталь гражданами нашей страны и ограничим себя тающей диаспорой, а также откроем юридический „ящик пандоры“ с непредсказуемыми последствиями. Поэтому, если я ранее под влиянием неадекватного, а зачастую просто антисемитского поведения многих „внуков“ склонялся к тому, чтобы отменить параграф о внуках, то сейчас я склоняюсь к обратному.
Таким образом, в Израиле формируется как бы „раширенный еврейский народ“: евреи по религиозному закону и примкнувшие к евреям внуки и члены их семей. („Евреи по закону о возвращении“ и нееврейские члены их семей.) Последнее и в этом главная опасность: размывание еврейского характера государства, поскольку этим „примкнувшим“ комфортабельнее чувствовать себя мигрантами в миграционной стране типа Канады, чем гражданами национального государства.
Поэтому я полагаю порочным предоставление всем новым репатриантам (евреям или не евреям) статуса гражданина страны сразу по прибытию в страну. Я за то, чтобы дать этим людям все причитающиеся им права нового репатрианта, кроме прав избирать, быть избранными и чести служить в израильской армии. За время, скажем в 5 лет, эти новые репатрианты должны пройти курс по еврейской истории, истории государства Израиль, изучить в общих чертах основные законы страны, основы разговорного иврита (гражданский гиюр). Только после этого, сдав экзамены кандидат на получение израильского гражданства в торжественной обстановке может получить полноценное гражданство. (Как это принято в С.Ш.А и Европе). При этом считаю необходимым, чтобы каждый гражданин нашей страны, в том числе рожденные в стране, независимо от религиозной, расовой или национальной принадлежности подписывали декларацию о признании ими всех основных (Конституционных) законах государства, в числе которых есть и Закон о Национальном Характере Государства.
Что касается религиозного гиюра, поскольку религия вопрос не административный, а вопрос совести. Это должно быть индивидуальным решением каждого кандидата на получение израильского гражданства, но проведен он должен быть во избежание злоупотреблений у государственного раввина, назначенного специально на эту должность.
Понимаю, что высказанные мною мысли спорны и требуют дискуссии. Однако, даже если бы большинство приняло бы мою точку зрения, это было бы невозможно осуществить при существующей в Израиле политической системе, когда глава государства становится заложником коалиционных партнеров. Но это уже другая очень интересная и важная тема.
Есть еще одна вечная больная тема взаимоотношения Еврейского Государства Израиль с арабским сектором. Это около 20% населения нашей страны. Опять же, это отдельная тема, требующая особого обсуждения.
Я посвящал ранее и буду посвящать этим темам отдельные статьи.
Др. Зеэв Ицхар
Председатель Содружества израильтян выходцев из Ленинграда-Санкт-Петербурга.